Подготовка материалов издания БСЖ книги «Голоса детей войны»

(рекламный стенд)

Эссе «Дети и война»

(в материалах 6-ой международной научно-практической конференции

«Когда говорит история» «Реалии прошлого и настоящего», статья «Полонная Лизанька»)


Материалы к республиканской акции "ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ - 75!"

«Голоса детей войны» - материалы для издания книги (из воспоминаний детей войны)


Михайловская Валентина Алексеевна, 1931 г.р., д.Житомля, Гродненский р-н.

Девочке шёл одиннадцатый год, когда началась война. Валя хорошо помнит, как это было:

-В то летнее утро мы, дети, две сестрички и два братика, были одни дома. Мама уехала в больницу к отцу.

Страшный грохот и гул разбудил всех нас. Мы выбежали на улицу и увидели над головами самолёты. Их было много и они очень страшно гудели. На улице кто-то в ужасе кричал и плакал : ” Горе то какое!!! Война началась!” Со слезами и криком мы побежали в хату, попрятались кто куда мог: под кровать, под печь, в комору. Мы очень сильно плакали, нам было очень страшно.

В ужасе и страхе мы всей деревней жили четыре года. Немцы деревню превратили в свой гарнизон. В здании нашей школы расположилась жандармерия. Там была смертельно замучена фашистами красивая девушка Таня Жигмонт, которая до войны заведовала нашей избочитальней. Два года мы в школу не ходили. Она была немцами разрушена. Позднее пошли в школу в Губинку, за 10 километров пешком. Помню, как у меня не было чего обуть и мама дала мне свои туфли, насунув в носки ваты. До школы я добралась благополучно, а вот обратно получился конфуз: за день оттаяла замёрзшая грязь, и в ней я потеряла одну туфлю. Я очень расстроилась и стала плакать. Дети всей гурьбой помогали искать её. Домой мы вернулись вечером. Мне было очень холодно. Ночью поднялся жар. Болела я долго, до конца зимы школу не посещала.

Ещё помню, как однажды солдат загонял нас, местных ребятишек, перебирать горох для немецкой кухни. Нам каждому была дана куча, из которой нужно было выбрать только крупный, зрелый и ни капельки не повреждённый червячком горох. В случае нарушения требований, «получали гумы». Было больно и очень страшно.

Хорошо помню радостный день Победы. Вся деревня ликовала. Все улыбались, пели, танцевали, обнимались, целовались и плакали.

… Замуж вышла за хорошего человека. Родила двоих детей. Всю жизнь старательно трудилась в родном колхозе.

Сейчас бабушка Валя в хорошем здравии и ясном уме проживает в своём уютном, красивом доме. Держит небольшое хозяйство, сама справляется с работами в огороде и дома и лишь за некоторыми продуктами в сельский магазин ездит на своём любимом велосипеде. И это, слава Богу, на 90-ом году году жизни!


Шаколей Вера Андреевна, 1936 г.р., д.Житомля, Гродненский р-н.

На начало войны Верочке шёл лишь пятый годик. Но незабываемый ужас тех страшных событий не покидал её всю жизнь.

…Мы с сестричкой на тот момент были у тёти. Немецкий снаряд попал в нашу хату.

Там находилась мама. Осколком снаряда её ранило в лицо. Все четыре года войны мама тяжело болела. В 45-м мамочка умерла. Мы с сестричкой остались сиротами. Папа один годовал нас. Он очень старался, любил и берёг своих девочек. Но нам всю жизнь не хватало нашей родной мамочки: и когда мы ходили в школу, и когда мы влюблялись, и когда выходили замуж и сами рожали детей… Нам очень хотелось поделиться своими обидами и радостями с дорогой мамой, которую у нас забрала страшная, жестокая война. Вера Андреевна с мужем вырастили сына и дочь, имеют двое внучат, которым желают никогда не видеть ужасов войны.


Куликовская (Мишина) Нина Александровна, род. 12 апреля 1940 г. в Алтайском крае, Томенцевском р-не., в селе Томенцево, в семье крестьян.

Проживает с мужем в д.Житомля, Гродненского р-на, Гродненской обл.

В большой, дружной семье Агафьи Фёдоровны и Александра Николаевича Мишиных подрастало шестеро славных ребятишек - пять девочек и один мальчик. Мама старательно управлялась с ними по хозяйству и дому, папа ходил на работу. Детки всегда радостно встречали его. Он их поочерёдно целовал, ласково усаживал себе на колени, а потом все вместе дружно кушали и подолгу делились всеми своими новостями…

Страшная, жестокая война растоптала это семейное счастье. Папу забрали на войну, мама, чем могла, старалась покормить и одеть своих деток. Всего было: и холода, и голода…

И вот, наконец, война закончилась. Все очень обрадовались.

-Хорошо помню,- говорит Нина Александровна, не в силах сдерживать слёзы,- как мы с толпой счастливых взрослых и детей бежали, что было сил, на площадь в деревне встречать возвращавшихся с фронта бойцов. С машин спрыгивали солдаты, радостно обнимали и целовали своих родных и знакомых…

До тёмного вечера мы со старшей сестрой не уходили с площади - ждали своего папу…

Приехал папа только через два года. Но не надолго. Сказал ,что ему необходимо уехать. Написав на блокнотном листике свой адрес, предложил нам хорошо собраться и попозже всем приехать к нему в Кениксберг, где он уже обосновался.

… Хозяйство всё мама продавать не стала. Денег взяли у соседей лишь на дорогу, написали папе письмо, а с Москвы, счастливые, отправили телеграмму, что все едем к нему. Приехали, вышли с вагона, а нас никто не встречает. Добрый человек помог бедной женщине, с кучей малых ребятишек, по адресу отыскать дом отца. Оказалось, что здесь он уже давно проживал со своей боевой подругой…

Папа “помог нам” поселиться в здании разбитого госпиталя, где не было дверей, а в окнах были выбиты все стёкла… Был очень холодный месяц ноябрь…На ночь мама нас по двоих закутывала в какие-то тряпки, одеяла, занавешивала ими окна, двери…

Там мы прожили две недели, а потом был дан приказ: в 24 часа нам освободить данную территорию.

И мы опять поехали… На этот раз не к папе, а от него, совсем не зная, куда. Поехали, куда глаза глядят..

Доехали до Томбовской области, до деревни Радищево хватило денег на билет. Нам повезло –рядом –Серебряково, а там - сахарный завод.

Свекла тогда спасла нас от голода и смерти. Мама варила из её кулагу, разбавляла водичкой и мы её пили,как глюкозу, от слабости. Ещё питались патекой. Хлеба не было. Помню, мама разбудит рано-ранюсенько и мы с сестрой бежим занимать очередь за хлебом. Стоим до полудня, а хлебушка-то нам и опять не хватит. Домой возвращаемся, все изрёванные...

Жили мы в землянке. Помню, как не было чем протопить в ней, и мы просеивали возле завода шлак, выбирали маленькие угольки и ими растапливали стебли подсолнухов...

Шло время и многое менялось. Мама работала на ферме, дети учились. Затем две старшие сестры уехали жить и работать на Север, в 10 км. от Мурманска, в посёлок Зашейкова - “Нива-1”, где старательная Нина Мишина отлично закончила школу и была занесена в Книгу Почёта.

Девушка мечтала стать геологом. Но мама сказала идти в местный промкомбинат, учиться на швею. Училась и работала. Получила 5-ый разряд. Во время выборов депутатов в местные советы 18 –летняя Нина Мишина была избрана депутатом. Работала секретарём Зашейковского сельского совета.

- Однажды на пороге появился красивый, статный парень, который после службы в Армии на Североморске приехал к нам на строительство дорог.

От первого пленительного взгляда его голубых, как озёра, глаз у меня закружилась голова… Я поставила его на учёт в нашем сельсовете, а через месяц он предложил мне стать его женой.

Прошёл год, и мы, счастливые, с моим мужем белорусом поехали на его родину в отпуск.

Меня сразу покорила красота этого чудесного уголка земли. Какие здесь земли! Какая здесь природа! А главное - какие здесь добрые люди!!!

Я глазами и сердцем влюбилась во всё это и осталась в родной мне уже Беларуси навсегда. Вначале 10 лет работала в Гродно мастером в ПМК, а затем все свои трудовые годы я посвятила нашим славным, красивым Вертелишкам. Это и мои руки строили их. И я всегда буду гордиться этим.

А своему правнуку я желаю, чтобы он никогда не знал голода и холода! И чтобы рядом с ним всегда были счастливые мама и папа! И чтобы их никто и никогда не разлучал!!!


Малевич Нина Николаевна, род. 13 ноября 1938 года, д. Житомля, Гродненский р-н.

Совсем ещё маленькой была Ниночка в войну. Но ужас и страх грохота взрывов рельсов, гул самолётов, свист пуль, что почему -то постоянно летели и попадали в их дом, что стоял у железной дороги на станции Жидомля, Нина Николаевна иногда в страшных снах видит по сей день…

-Бывало целыми днями и ночами мама прятала нас, трое маленьких деток, от смерти в тёмном, холодном склепе…

-Однажды не успели убежать, в хату вошёл страшный немец. Мама со слезами стала ему показывать пустые полки, а я, высунув из-за комина свою белокурую головку, что было сил кричала:

-Яёк нема, кура здохла!

Немец засмеялся и вышел.

-После войны мы свой дом долго латали. Пулями он был весь изрешетен...

Меня, маленькую, долго лечили - в холодном склепе я сильно простудилась. Мне очень болели ножки… Где только меня ни лечили всю жизнь… Не вылечили. Сейчас я не могу ходить…

Будь она проклята эта война!


Козел Раиса Александровна, род. 10 августа 1937 г. в д. Житомля, Гродненский р-н.

Эта страшная, жестокая война отняла у нас самое родное - нашего папу.

В конце войны мы получили несколько писем от медсестры, которая лечила его после ранения… Она и после войны ещё писала моей маме, хвалила, какой у неё был хороший муж… К нам папа не вернулся с войны. Даже ко мне, своей единственной доченьке Раечке, которую он, как думала мама, любил больше всего на свете…

Наш дом расположен у дороги на станцию. Мои три братика долгое время утром, днём и вечером ходили туда - встречать папу… Мы всю жизнь ждали его... Нас растила и учила одна наша мамочка. Было очень тяжело…

Ещё нас от гибели в погреб, где мы просидел два дня две ночи. Он немножко разговаривал по-русски, приносил нам водички и даже давал шоколада. Немец был не злой, он просил нас, чтобы мы не шумели… Когда бои закончились и мы вышли из погреба, на выгоне лежало много убиты немецких солдат… Мне их было жалко.

С ранней юности трудилась на благо родного колхоза. Вначале это был колхоз «Гвардия», затем - «Прогресс-Вертелишки». Неоднократно была победителем соревнований среди животноводов колхоза, района. Была дважды избрана депутатом: в местные и областные советы. Вырастила деток, дождалась внуков и правнуков. К большому сожалению, сейчас болею.

Всем добрым людям на земле я желаю добра, мира и здоровья.