Николай Алексеевич Рыжников

Николай Алексеевич родился в Екатеринбурге, примерно в середине XIX века, точная дата его рождения неизвестна. В детстве он не получил базового образования, однако уже с ранних лет проявил живой интерес к окружающему его миру. Увлечение юности предопределило для Рыжникова развитие его дальнейших жизненных интересов. Из-за отсутствия образования путь в науку в качестве профессионального исследователя для Николая Алексеевича был закрыт, однако, не имея возможности получить должность научного сотрудника, он устроился работать сторожем на метеостанцию УОЛЕ, чтобы хоть как-то быть приобщенным к науке. 

Для Рыжникова, хорошо знавшего окрестности Екатеринбурга и заходившего во время своих походов в такие глухие места, куда проникали только «охотники-промышленники, да кладоискатели и дровосеки», и обладавшего хорошей наблюдательностью, основным способом заработка на жизнь, за отсутствием других средств к существованию, являлись находка и продажа древних вещей. О том, что «бугрование» и случайные находки древних вещей были достаточно распространены на Урале, в окрестностях Екатеринбурга, он написал позднее в своих «Материалах к археологической карте Урала».

Еще одним из методов определения места архе- ологического памятника для Рыжникова, как он пи- шет в своих «Материалах», был поиск там, где про- водились хищнические кладоискательские раскопки.

Также источником сведений о тех или иных на- ходках для Николая Алексеевича служили местные деревенские «колдуны-знахари», проявлявшие интерес к разного рода древним вещам, и в обмен на те или иные, особо примечательные находки, способные указать места, где раньше уже обнаруживали подобные вещи. 

К 1882 году Николай Алексеевич, как он сам писал о себе, стал «охотником-промышленником и ярым золотоискателем», а его знакомые называли его «лесным бродягой» из-за его постоянных походов в лес и поисков остатков древнего человека на Урале. Во время своих неоднократных поисков он заходил в самые труднопроходимые места, и везде собирал «остатки культуры доисторического человека… путем разведочных раскопок»52. Возможно, Николай Алексеевич Рыжников так и оставался бы дальше лишь «бугровщиком», если бы случай не свел его с Онисимом Егоровичем Клером — основателем Уральского Общества Любителей Естествознания. 

Дополнительная литература