I
Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барин оброк берет с крестьянина, да еще без приказчика. Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье заводится отдавать деревни, как то называется, на аренду. А мы называем ето отдавать головой. Голый наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того что он подушные платит за нас. Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу.
II
я был в купечестве записан; пуская капитал мой в обращение, стал участником в частном откупу. Неосновательность моя причиною была, что я доверил лживому человеку, который, лично попавшись в преступлении, был от откупу отрешен, и, по свидетельству будто его книг, сделался, повидимому, на нем большой начет. Он скрылся, я остался в лицах, и начет положено взыскать с меня. Я, сделав выправки, сколько мог, нашел, что начету на мне или совсем бы не было или бы был очень малый, и для того просил, чтобы сделали расчет со мною, ибо я по нем был порукою. Но вместо того, чтобы сделать должное по моему прошению удовлетворение, велено недоимку взыскать с меня. Первое неправосудие. Но к сему присовокупили и другое. В то время как я сделался в откупу порукою, имения за мною никакого не было, но по обыкновению послано было запрещение на имение мое в гражданскую палату. Странная вещь — запрещать продавать то, чего не существует в имении!
III
В созидании городов видел я одно расточение государственныя казны, нередко омытой кровию и слезами моих подданных. В воздвижении великолепных зданий к расточению нередко присовокуплялося и непонятие о истинном искусстве. Я зрел расположение их внутренное и внешное без малейшего вкуса. Виды оных принадлежали веку готфов и вандалов. В жилище, для мусс уготованном, не зрел я лиющихся благотворно струев Касталии и Ипокрены; едва пресмыкающееся искусство дерзало возводить свои взоры выше очерченной обычаем округи. Зодчие, согбенные над чертежом здания, не о красоте оного помышляли, но как приобретут ею себе стяжание. Возгнушался я моего пышного тщеславия и отвратил очи мои.
Цитаты к задание 2:
Годы царствования Екатерины II – это время расцвета абсолютизма. Недаром дворяне назвали это время «золотым веком». Для них это действительно было золотое время, когда привилегии помещиков и крепостной гнет достигли наивысшего развития. Императрица на только усилила власть помещиков над крестьянами, но и старалась умножить число богатых дворян. С этой целью она стала раздавать дворянам казенные земли и государственных крестьян, положение которых политически было абсолютно бесправным.
1790-й (год, когда вышла книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву») был особым годом для всей Европы. Если бы книга Радищева вышла на год раньше или на несколько лет позже, она, может быть, и не привлекла такого внимания, и не вызвала бы таких последствий. Дело в том, что в 1789 году началась Великая французская революция, и все взгляды были прикованы к Парижу, где бунтовщики штурмом взяли Бастилию, где были провозглашены Генеральные штаты, где был арестован король, где шла крестьянская война. В России впечатления от Парижа усугублялись тем, что ещё не так давно закончилась Пугачёвский бунт. И когда Екатерине были представлены книги Радищева, и она смогла сопоставить то, о чём пишет Радищев, с тем, что писали в донесениях дипломаты из Парижа, с тем, что писали газеты, которые уже выходили в Европе, с тем, что на самом деле происходило в мире, Екатерина пришла в негодование.
Но книга, появившаяся в тот момент, когда чувства и переживания Радищева были созвучны с сокрушительными событиями в Европе, где перекраивалась и сама жизнь, и ломались устои того мира, который Екатерине казался незыблемым, повлияла на судьбу Радищева самым трагическим образом. Появился именной указ, в соответствии с которым книга была признана покушением на особу государя, на здоровье государя. Особое судебное заседание рассмотрело дело Радищева и нашло: «наполнена самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской…». Книга объявлялась преступной. После этого последовал приговор суда – Радищев был приговорён к смертной казни.
После смертный приговор Екатерина отменяет. Это при том, что Радищев нигде и никогда не отказался от своих мыслей. В документах судебного дела Радищева нигде не сказано о том, что он признал себя виновным. Он говорил только о том, что его совершенно не так поняли, что в его призывах нет никакой угрозы существующей власти. Он призывал к совести, он призывал к милосердию, он призывал к чувствам людей, а совсем не к тому, чтобы браться за оружие и свергать существующую власть. Тем не менее Радищев отправляется в Сибирь и до окончания царствования Екатерины отбывает наказание в соответствии с приговором.
После смерти Екатерины на престол вступает Павел I, режим содержания Радищева ослабляется, а с приходом Александра I Радищев возвращён в Петербург.
Задание 1. Вам приведены истории крестьян и помещиков XVIII века (цитаты), которые описывает А.Н. Радищев в своей повести «Путешествие из Петербурга в Москву». Ваша задача сформулировать проблемы персонажей, и ответить на вопрос – существуют ли данные проблемы в современном обществе XXI века?
Задание 2. Из представленных цитат выделите основные нравственные идеалы писателя. Результат оформите в кластер.
Пример: патриотизм, равенство людей, милосердие, трудолюбие, знание истории и культуры своей родины.
Задание 3. Найдите в тексте повести цитаты, в которых описаны знаковые места Санкт-Петербурга.
Пример: — Ты был уже готов к отъезду, как я отправился в Петергоф. Тут я препроводил праздники столь весело, сколько в шуму и чаду веселиться можно. Но желая поездку мою обратить в пользу, вознамерился съездить в Кронштадт и на Систербек, где, сказывали мне, в последнее время сделаны великие перемены. (Чудово)