Освобождение Глусчины
от немецко-фашистских захватчиков

Приближался день полного изгнания немецко-фашистских захватчиков с белорусской земли. Красная Армия начала проведение стратегической наступательной операции под кодовым названием «Багратион». Составной частью ее первого этапа являлась Бобруйская операция, в ходе которой намечалось освобождение Бобруйска, Глуска и иных населенных пунктов войсками правого крыла 1-го Белорусского фронта, которым командовал генерал армии К.К. Рокоссовский. Ударной силой тут выступали 3-я, 28-я, 48-я и 65-я армии (командиры генерал-лейтенанты А.В. Горбатов, А.А. Лучинский, П.Л. Романенко, генерал-полковник П.И. Батов), конно-механизированная группа генерал-лейтенанта И.А. Плиева, 1-ый и 9-ый танковые корпуса, которыми командовали генерал-майоры танковых войск М.Ф. Панов и Б.С.Бахаров. Войска фронта поддерживала 16-я воздушная армия генерал-полковника авиации С.И. Руденко, а также некоторые другие воинские соединения. Ставилась задача: ударами с двух районов (из-под Рогачева в направлении Бобруйск – Осиповичи, а также на юг от Парич в направлении Старые Дороги – Слуцк) окружить и разгромить жлобинско-бобруйскую группировку врага, а затем развить наступление в направлении Минска и Баранович.

Основная тяжесть наступления заключалась в том, что войскам 1-го Белорусского фронта нужно было действовать в тяжело проходимой лесной и сильно болотистой местности. Но последнее имело и свои положительные моменты, так как противник меньше всего ожидал удара советских войск именно в этом районе. Поэтому оборона его тут была очаговая, а не цельная.

В создании предпосылок для успешного проведения намеченного плана наступления важная роль отводилась партизанам. Им необходимо было перед началом стратегической Белорусской операции в период с 20 по 23 июня провести массовое разрушение железной дороги, чтобы парализовать перевозки противника в самый ответственный момент на важнейших участках фронта. И народные мстители это задание выполнили успешно.

24 июня на Бобруйско-Слуцком направлении началось наступление войск 1-го Белорусского фронта. Об этом оповестили мощные удары бомбардировочной авиации на обоих участках. В течение двух часов не умолкала артиллерийская канонада: оборонительные укрепления противника на переднем краю были разрушены, подавлена система его огня.

Территория Глусского района находилась в основном в полосе действия 28-й армии и конно-механизированной группы, с которыми здесь взаимодействовали также воины 65-й армии и 1-го гвардейского танкового корпуса. В первый же день наступления войска 28-й армии генерала А.А. Лучинского прорвали оборону противника по линии фронта до 30 км и в глубину от 5 до 10 км. Танкисты 1-го танкового корпуса генерала М.Ф. Панова и 1-го Красноградского механизированного корпуса с группы И.А. Плиева под командованием генерала С.М. Кривошеина углубили прорыв еще больше.

Создалась благоприятная обстановка, чтобы на второй день наступления использовать самые подвижные силы для удара, – кавалеристов из конно-механизированной группы. Завязались жестокие бои с врагом конников 4-го Кубанского кавалерийского корпуса.

Частям 50-й гвардейской стрелковой (командир генерал-майор А.С. Владычанский) и 96-й гвардейской стрелковой Иловайской ордена Ленина Краснознаменной (командир генерал-майор С.М. Кузнецов) дивизий штабом 28-й армии была поставлена задача – наступать в направлении Глуска и овладеть районным центром. В авангарде наступления шел 295-й полк 96-й дивизии (командир полка А.М. Волошин), который вскоре укрепил свои позиции в районе деревень Зеленковичи и Зуборевичи. Преодолевая противостояние врага, советские воины быстро продвигались вперед.

Отойдя на запасные позиции под Глуск, гитлеровцы встретили передовые отряды наступавших советских войск шквалом огня, используя мощные укрепления, дзоты, траншеи, огневые позиции. Командование 28-й армии отдало приказ – окружить Глуск со всех сторон. Райцентр стал узлом, куда сошлись удары нескольких воинских соединений.

Находясь впереди наступавших, танковые части Красноградского мехкорпуса развивали наступление в двух направлениях: 19-я бригада под командованием полковника В.В.Ершова двигалась на Зуборевичи – Березовку, здесь переправлялась через Птичь и держала дальнейший курс на Войтехово – Весново – Доколь; 37-я мехбригада (командир полковник Куликов) должна была выйти из-под Зеленкович на Жалвинец, преодолеть водный рубеж Птичи и двигаться на Городок – Глушу. Выход конно-механизированной группы И.А. Плиева на этот участок и успешное ее наступление на западном направлении создали подвижный внешний фронт окружения в районе Бобруйска.

Танки быстро двигались вперед, ломая огнем своих пушек сопротивление врага. 19-я и 37-я мехбригады до конца дня 25 июня прошли с боями 25 километров и захватили переправу через р. Птичь возле д. Городок, перерезали дорогу Бобруйск – Слуцк. Танкисты обеспечивали успешное продвижение в направлении Глуска бойцам 295-го, 293-го, 291-го, 148-го, 150-го и 152-го полков 96-й и 50-й стрелковых дивизий. На всем пути до районного центра бои шли с неослабевающей силой.

Успешному развитию наступления в этом направлении содействовали мгновенные и точные действия кубанцев-кавалеристов в составе 9-й, 10-й и 30-й дивизий, которые преследовали врага в направлениях: Зуборевичи – Доколь – Карница – Боротина, Зеленковичи – Глуск – Симоновичи и Зеленковичи – Хвастовичи – Погост – Бобирово – Слуцк.

Авангард 10-й кавалерийской дивизии – 40-й кавалерийский полк подполковника И.И. Головащенко – с хода форсировал р. Птичь в районе д. Подлужье. Противник при этом оказал серьезное сопротивление, и полку пришлось всю ночь на 27 июня отбивать мощные контратаки 35-й пехотной дивизии и удерживать плацдарм вместе с танками, обеспечивая форсирование реки главными силами дивизии и правого фланга группы. Утром полк, поддержанный огнем с восточного берега реки, перешел в атаку, захватил д. Риловичи и вынудил противника отойти в северо-западном направлении.

В ходе преследования эскадроны полка обошли с запада Глуск и вместе с соседними частями уверенно атаковали его.

С наступающими передовыми частями Красной Армии в это время активно взаимодействовали партизаны. 225-я бригада под командованием В.З. Путято в связи с приказом командования партизанского соединения Полесской области в ночь на 26 июня перешла блокированную противником дорогу Поречье – Катка – Глуск, форсировала р. Птичь и под утро соединилась с частями 43-го стрелкового корпуса в районе холопеничских мостов, а затем взаимодействовала с этими частями.

121-я бригада имени А.Ф. Брагина с 27 июня выполняла задачу по удержанию переправы через Птичь и вела бои с отступающими подразделениями противника, минировала проселочные дороги на участке Катка – Бобровичи – Славковичи.

Народные мстители 258-й бригады имени В.В. Куйбышева на пути отступления подразделений оккупантов налаживали засады в лесу возле деревень Бобровичи и Малково. Фашисты, которые двигались через лес возле д. Малково, были встречены партизанским огнем. Положение оказалось безвыходным. Убегая, немцы уничтожили свою боевую технику и отступали через болота. Но спастись удалось немногим. Партизаны двигались вперед – навстречу частям 48-й стрелковой дивизии и соединились с ними 28 июня возле деревень Холопеничи, Бобровичи и Малково.

Такого же маневра придерживались и партизаны 161-й бригады имени Г.И. Котовского, перед которыми стояла задача – выйти 28 июня к р. Птичь и обеспечить здесь переправу советским воинам. Неожиданное появление народных мстителей на позициях немцев вызвало среди них панику: убегали, кто куда. Партизаны быстро разведали броды, сделали переправы, и частями Красной Армии Птичь была форсирована.

100-я Глусская бригада разбила штаб немецкого артиллерийского полка, который двигался по дороге Бобровичи – Малково. 28 июня партизаны соединились с воинами 48-й дивизии в районе д. Хоромцы. Наступление развивалось дальше.

Утром 27 июня бойцы 295-го стрелкового полка 96-й гвардейской дивизии, которым командовал подполковник А.М. Волошин, подошли к юго-восточной части Глуска и совместно с конниками-кубанцами 40-го кавалерийского полка завязали бой с частями 35-й немецкой пехотной дивизии. Несмотря на жесткое сопротивление гитлеровцев, советские воины отбивали одну улицу за другой. На южной окраине райцентра жесткий бой вели бойцы 293-го стрелкового полка, которым командовал П.И. Синенко.

В это время гвардейцы 50-й гвардейской стрелковой дивизии, части 1-го Красноградского и 4-го гвардейского Кубанского кавалерийского корпусов, обходя Глуск справа и слева, окружили группировки противника и освобождали один за другим населенные пункты Глусского района.

Большую помощь наступавшим на Глуск частям оказывали летчики 299-й штурмовой авиадивизии, которые нанесли бомбовые удары по огневым точкам врага в районе средней школы в северо-восточной части райцентра, где были размещены немецкие казармы, а также в центре местечка и в районе костела.

Наступающую на Глуск пехоту и конницу поддерживали огнем гвардейцы-артиллеристы 183-го полка под командованием майора Самофалова. После ударов авиации и артобстрела, не выдержав натиска пехоты и конницы, боясь полного окружения, враг начал отступать с большими потерями в живой силе и технике в направлении Варшавской дороги – в район Городка, Заволочиц, Симонович и дальше на Старые Дороги, Слуцк.

Бой за Глуск противник продолжал около пяти часов. Наконец, в 14 часов дня райцентр был очищен от гитлеровцев, а к концу дня 28 июня освобождена вся территория Глусского района.

В результате боев за Глуск противник потерял до ста человек солдат и офицеров – убитыми, ранеными, пленными. В числе захваченных трофеев было два склада с боеприпасами, склад ГСМ, несколько танков и бронетранспортеров, батарея 75-миллиметровых пушек, много минометов, пулеметов и иного военного обмундирования.

Наиболее значимые бои во время освобождения района произошли в районе деревень Зеленковичи, на переправах через р. Птичь возле деревень Холопеничи, Карма, Березовка, Подлужье, Жалвинец, Рудня, а также за населенные пункты Достижение, Подзамша, Бояново, Городок, Зуборевичи и в различных иных местах района с обособленными группами гитлеровцев с разбитых воинских частей, которые чувствовали свой крах и стремились выйти из окружения.

Многие солдаты и офицеры, которые участвовали в освобождении Глуска и района от немецко-фашистских захватчиков, за проявленные мужество и отвагу, отличное выполнение поставленной задачи в разгроме врага были вознаграждены орденами и медалями. Командир 295-го полка А.М. Волошин удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

На глусскую землю пришло освобождение. Но впереди было еще 316 дней и ночей суровых испытаний. Еще будут падать на родную землю, обняв ее в последний раз, солдаты Великой Отечественной, и будут почтальоны носить в дома «похоронки». Будут заходиться от плача женщины-вдовы и дети-сироты. Не дождутся с фронта своих сыновей матери и отцы. На дорогах войны будет еще много крови и смерти, пока возле покоренного рейхстага не сольются в победном залпе последние выстрелы войны. За плечами многих глусчан проляжет путь до Берлина.

…А дело было так : (на 60— летие празднования Великой Победы был приглашен ветеран, один из освободителей Глуска Владимир Васильевич Арбузов) // Радзіма. — 2005. — № 32. — С.2.

Бобруйская наступательная операция // Освобождение: от Хотимска до Могилева и Бобруйска. — 2009. — С. 158 — 204.

Кнарус, Л. Аб гэтым трэба памятаць  : (аб матэрыялах па ўстанаўленні і расследванні злачынстваў нямецка - фашысцкіх захопнікаў на тэрыторыі Глуска і раёна) // Сцяг Радзімы. — 1986. — 26 чэрвеня. — С.2. 

Матусевич, Т. Такой же июнь, но 1944-го : (об освобождении Глуска и района) // Радзіма. – 2008. – 27 чэрвеня. – С.2.

Перэльман, М. Баі за Глуск : (аб вызваленні тэрыторый Глуска ад нямецкіх акупантаў) // Сцяг Радзімы. —1974. — 2 ліпеня. — С.3.

Сазановіч, У. Аперацыя прайшла хутка : (аб фарсіраванні воднай перешкоды Пціч каля вёскі Калацічы) // Сцяг Радзімы. – 1986. – 26 чэрвеня. – С.2.