«Было бы просто тавтологией сказать, что кризисы происходят по причине недостатка платежеспособного потребления или платежеспособных потребителей. Капиталистическая система не знает иных видов потребления, кроме потребления оплачиваемого, за исключением потребления sub forma pauperis 1) или потребления «мошенника». То, что товары не могут быть проданы, означает лишь одно: для этих товаров не находится платежеспособных покупателей, т.е. потребителей (поскольку в конечном счете товары покупаются для производительного или индивидуального потребления). Когда же этой тавтологии пытаются придать вид более глубокого обоснования, утверждая, что рабочий класс получает слишком малую часть своего собственного продукта и что, следовательно, беде можно помочь, если он будет получать более крупную долю продукта, т.е. если его заработная плата возрастет, то в ответ достаточно только заметить, что кризисы каждый раз подготовляются как раз таким периодом, когда происходит общее повышение заработной платы и рабочий класс действительно получает более крупную долю той части годового продукта, которая предназначена для потребления. Такой период — с точки зрения этих рыцарей здравого и «простого» (!) человеческого смысла — должен был бы, напротив, отдалить кризис. Итак, видно, что капиталистическое производство заключает в себе условия, которые не зависят от доброй или злой воли и которые допускают относительное благополучие рабочего класса только на короткое время, да и то всегда лишь в качестве буревестника очередного кризиса 2)». 3)
______________________
1.В форме потребления нищего.
2. Ad notam [к сведению] возможных приверженцев теории кризисов Родбертуса. — Ф. Э.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 24. / К.Маркс. Капитал. — М.: ГИПЛ, 1961. — С.464.
«При нормальном ходе дела деньги, авансированные на обращение прибавочного продукта, pro tanto (только в той степени) возвращаются к различным капиталистам группы В в такой же пропорции, в какой каждый из них авансировал эти деньги на обращение своих соответствующих товаров. Если деньги обращаются как средство платежа, то приходится уплачивать только балансовую разницу в платежах, поскольку взаимные покупки и продажи не погашают друг друга. Но важно всюду, как это мы делаем здесь, предположить сначала металлическое обращение в его простейшей, самой первоначальной форме, потому что благодаря этому прилив и отлив денег, погашение балансовой разницы, короче, все моменты, которые при кредитной системе представляются сознательно урегулированными процессами, здесь выступают как существующие независимо от кредитной системы, и все дело выступает в своей первоначальной форме, а не в позднейшей, отраженной форме».1)
[О чём здесь речь — о том, что деньги всегда возвращается туда, откуда они были вброшены в оборот (производство) товаров. Соответственно, если кредитор последней инстанции вбрасывает деньги в оборот, то при всех прочих условиях, в скольких бы руках они не побывали, при нормальном течении дел, деньги вернуться к нему... а также о том, что для обеспечения оборота новой массы произведенных товаров, при металлических (золотых) деньгах требовалось добывать дополнительное золото и в качестве денег применять для устойчивого обмена товаров и продолжения производства, но уже в расширенном масштабе. В развитых отношениях металлические деньги, а затем и бумажные, а в дальнейшем и они, заменяются просто кредитом кредитора последней инстанции. Кредитом, который точно соответствует новой произведенной массе товаров, для оборота, которых требуются новые деньги.]
«Тот факт, что денежный капитал, авансированный в качестве переменного капитала, непосредственно возвращается только к капиталистам подотдела IIа, производящим необходимые жизненные средства, — этот факт представляет собой лишь модифицированное особыми условиями проявление того вышеупомянутого общего закона, согласно которому к товаропроизводителям, авансирующим деньги на обращение, эти деньги при нормальном ходе товарного обращения возвращаются назад. Кстати, отсюда следует, что если за спиной товаропроизводителя вообще стоит денежный капиталист, который, в свою очередь, авансирует промышленному капиталисту денежный капитал (в самом точном значении этого понятия, т.е. капитальную стоимость в денежной форме), то действительным пунктом возврата этих денег является карман этого денежного капиталиста. Таким образом, хотя деньги в своем обращении и проходят в большей или меньшей мере через всякие руки, масса обращающихся денег принадлежит денежным капиталистам, т.е. подразделению денежного капитала, организованному и сконцентрированному в форме банков и т.д.; тот способ, каким это подразделение авансирует свой капитал, в конечном счете обусловливает постоянный обратный приток к нему этого капитала в денежной форме, хотя посредствующим звеном при этом является опять-таки обратное превращение промышленного капитала в денежный капитал». 2)
___________________________________
1.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т.24 К. Маркс. Капитал. Т.2. — М.: ГИПЛ, 1961. — С.570.
2.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 24. / К.Маркс. Капитал. — М.: ГИПЛ, 1961. — С.466.
Причины кризиса перепроизводства находятся с одной стороны в структуре органического строения капитала, с другой — в неравномерности выбытия средств производства, производящих товары индивидуального потребления, а в современных условиях товары для конечного личного и общественного потребления.
Современная структура органического строения капитала, начиная с 1825 года, стремиться вытеснить из материального производства физический труд человека, одновременно увеличивая производительность человеческого труда на порядок с каждым новым циклом развития. Это одновременно увеличивает стоимость товаров долговременного пользования и уменьшает стоимость товаров повседневного спроса. В этом противоречивом развитии капиталистического оборота, человек, даже получая относительно прошлого технологического цикла доход больше прежнего, не может приобрести на свою заработную плату товары долговременного пользования, не прибегая к кредиту. Каждый раз товары долговременного пользования оказываются «дорогостоящими». Эта же структура органического строения капитала требует увеличение первоначального капитала для начала дела (оборота), что обуславливает невозможность мелкому капиталу конкурировать с крупным капиталом, увеличивая и без того гигантскую концентрацию производства и монополизацию всего процесса. [...]
Неравномерное выбытие части денежного капитала из оборота, обусловленное необходимостью амортизации средств производства в Подразделении II, закрепляет условия неизбежности очередного кризиса перепроизводства.
«Если устранить капиталистическую форму воспроизводства, то дело сведется к тому, что величина отмирающей и потому подлежащей возмещению in natura части основного капитала (здесь капитала функционирующего в производстве предметов потребления) изменяется в различные, следующие один за другим годы. Если в одном году эта часть очень велика (превышает среднюю норму отмирания, подобно тому как это бывает со смертностью людей), то в следующем году она, несомненно, будет значительно меньше. Если предположить, что прочие условия не изменились, то количество сырья, полуфабрикатов и вспомогательных материалов необходимое для производства предметов потребления в течении года, в следствии указанных изменений в возмещении основного капитала не уменьшается; следовательно, в одном случае все производство средств производства должно было бы расшириться, в другом - сократиться. Эти колебания можно предотвратить лишь посредством постоянного относительного перепроизводства; при этом, с одной стороны, производится основного капитала на известное количество больше, чем непосредственно необходимо, с другой стороны, создается запас сырья и т.д. сверх непосредственных потребностей данного года (в особенности это относится к жизненным средствам). Такой вид перепроизводства равнозначен контролю общества над материальными средствами его собственного воспроизводства. Но в рамках капиталистического общества перепроизводство является одним из элементов общей анархии. Этот пример с основным капиталом — при неизменном масштабе воспроизводства — весьма убедителен. Несоответствие в производстве основного и оборотного капитала — это одна из излюбленных экономистами причин, которыми они объясняют возникновений кризисов. А что такое несоответствие может и должно возникать при простом сохранении величины основного капитала, что оно может и должно возникать при предположении идеального нормального производства, при простом воспроизводстве уже функционирующего общественного капитала, это для них - нечто новое». 1)
_______________________
1.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Второе издание. Т. 24. / К. Маркс. Капитал. - М.: ГИПЛ, 1961 - С.532-533.