Автор - Ерофеев Кирилл, 8 класс
Лежал капитан-командор Витус Беринг полузакопанный, полумёртвый, полуживой в песке. Он вспоминал о предложении, благодаря которому он оказался в России, о прожитой жизни, о своём доме, о близких людях. Он не хотел умереть на необитаемом острове, вдали от Дании, своих родных и близких. И его мучил вопрос «Если бы я тогда не согласился на эту поездку, то что бы со мной было?».
Вот как это всё началось…
Жил-был он в Дании, и тут случилось чудо! Его позвали в Россию с целью осмотреть неизвестные моря и океаны. Он согласился, не раздумывая, хотя его предупреждали люди: «Не уезжай от нас! Там худо, там жизнь не та, что здесь!». Но он не хотел их слушать, он был, как будто, одержим своей тягой к морям и к приключениям. Он жил этой тягой, и пока не знал, чем ему может обернуться эта поездка в Россию. И он начал собираться…
Вот уже виден стройный, величавый, красивый и чистый Санкт-Петербург! «Красивое место, белые ночи и чистые улицы», – думал будущий мореплаватель Витус Беринг. И он смотрел, как по улицам бегут кареты, ходят пешеходы. «Где та гостиница, где я поселюсь?», - спросил Беринг. Его отвезли в трактир «Красный кабачок».
Его встретили, разгрузили багаж и дали лучший номер в трактире. «Да, с номерами у них хоть и не сильно хорошо, гостиницы у них хоть и не самые лучшие, но гостеприимства у них не занимать», - думал Беринг, сидя в своём номере и вспоминая своих друзей из Дании, которые предупреждали его о суровости России. Он сидел и думал, думал, и незаметно заснул. Ночи были холодные, зато душу и тело грело русское гостеприимство. Утром тоже было холодно, но, проснувшись, Витус кое-что понял. Он понял, что скоро привыкнет к этому климату и людям.
Он вспомнил, что сначала был моряком, которого пригласили на службу. Он служил на разных кораблях. И так продолжалось 20 лет.
И тут его пригласили стать капитаном экспедиции на Камчатку.
В 1725 году началась экспедиция.
Витус шёл впереди всех, так как он знал карты лучше всех. Они шли до Охотска два года. Там они сели на корабль «Фортуна», и переплыли Охотское море. Добрались до Усть-Большерецкого острога и пошли на север. Добрались до Нижне-Камчатска, там построили бот «Святой архангел Гавриил» и отправились на север к Чукотскому полуострову. Это была Первая Камчатская Экспедиция. В тот раз они открыли пролив между Азией и Америкой. Им помогли чукчи. Но у них была ещё и другая цель: надо было найти Америку. Но фортуна отвернулась от них и испортила погоду. Наступил туман, и команда решила вернуться в Нижне-Камчатск и выжить, чем скитаться где-то в море и умереть на необитаемом острове.
В 1741 году они ещё раз приехали на Камчатку, но на этот раз Беринг был не один, а с помощником Чириковым[1]. Во Второй камчатской экспедиции было два пакетбота, и назывались они «Святой апостол Пётр», и «Святой апостол Павел». На этих кораблях они искали Америку.
И тут налетела буря. Да не простая буря, а страшная, да с плотным туманом. И два брата-корабля разъехались: один - на север, другой - на запад. Братья-корабли искали друг друга, били в колокола и склянки, но не могли найти друг друга. Бедные братья, потрёпанные корабли. Их разделила ужасная участь. Чириков отправился к Америке. И Беринг - тоже. Но больше они уже не свиделись. Беринг блуждал, и блуждал, и блуждал и всё же нашёл Америку.
И вот они отправились в обратный путь.
Уже погибло много людей. И тут на пути им попался остров. Витус Беринг, подплыв к нему, сидел в каюте. Когда команда собралась на совет, было принято решение высадиться на берег, пополнить запас пищи и подлатать не пригодный к плаванью корабль, и вдруг случилось ужасное: огромный риф был прямо по курсу, и корабль не мог затормозить из-за лопнувшего якорного корабля и не могли развернуться из-за больших волн! Но тут случилось чудо: волна, вскипела, поднялась, и корабль пустился как бы в пляс, и поднялся он, и вылетел за рифы он, прямо к острову. Не выжило 12 человек. Была там и ещё одна беда: искусали людей песцы, но выжили люди. И тут увидели они, что снег падает с неба, и поняли, что зима уже настала. Всё было в снегу: и земля, и сопки. Пришлось им отложить поездку домой до весны, и начали они зимовку себе готовить. Они построили землянки и начали в них зимовать. Там было холодно, и голодно, и сыро, и темно. И еды было мало, и кореньев не было. Не хватало мяса, не хватало ржаной муки. И все еду себе искали. Иногда выкидывало мёртвых китов, которые сразу же разделывались. Праздник там был, когда им удавалось убить корову морскую. Мясо они поровну делили, и сразу по землянкам есть и спать. А обнаглевшие песцы разрывали могилы мёртвых и оскверняли их съеденьем носов, ушей и щёк. Но так недолго было. В ноябре случилась землетряска. Витус сидел в землянке. Его постигла тяжёлая участь: песком засыпало его наполовину, а когда моряки начали откапывать его, молвил он: «Ребята, не трогайте лопаты и песок, мне здесь теплей, уютней и, если я умру, то вы карты отвезите в Петербург, а я здесь с другими останусь». На это матросы говорили: «Вы капитан наш, мы откопаем вас, вы продержитесь дня два, и мы спасём вас, и корабль достроим за это время!» Но слышалось им вслед: «Вы лучше уходите, а мне пора идти в мир иной!»
- Но капитан! - сказал матрос.
- Не надо, это решение и будет правдой его жизни. Пойдём, нам нужно достроить корабль! - перебил старый моряк и пошли все к новому кораблю.
- Но без него погибнем мы, как же мы без капитана? Ведь долго не протянем в море? - спросил матрос.
- Нет, есть! Им будет Ваксель[2]! Он тоже умный, он тоже храбр, хоть не похож на Беринга, который мудр был!
На том и решили они. Пошли они к кораблю и начали трудиться, так как дерева было мало. На острове они берегли всё, что можно: еду, доски, но больше всего они беспокоились за капитана и за его здоровье. Они считали, что он на волосок от смерти и начали его подбадривать, дабы он рано не умер. Они разговаривали с ним о его жизни в Дании, о его семье, и, редко, о жизни. Они ценили его как мудрого наставника, учителя и отца. Он слышал, как трудятся матросы, моряки и старые, бывавшие в переделках похуже, люди.
- Заберите парус со «Святого Петра» он нам пригодится …, - говорил один из моряков, разбирая старый и потрёпанный корабль.
Участник экспедиции Савва Стародубов немного знал кораблестроение и помог сделать корабль.
Люди знали, что немногие смогут спастись с острова бегством, но не отчаивались, а помогали своим друзьям и знакомым. Каждый знал своё дело и, сделав его, шёл за новым, отдыхал и на следующий день снова работал. Они искали деревья, еду, работали на корабле, закапывали мёртвых, и иногда, очень мало, отдыхали. Кто-то охотился на песцов и сдирал их шкуры, а кто-то искал деревья и рубил их. Работа кипела, все пытались делать всё быстро, так как хотели, чтобы их капитан Беринг уехал с ними. Все трудились, даже те, кто был на исходе сил и полумёртвым. Все уже было почти готово, но налетела метель и снесла мачту, которую матросы долго крепили из-за ветра и непогоды. Пришлось заново делать. Но всё было сделано, начали грузить всё на корабль: пушнину, и паруса, оставшиеся с корабля, дерево на случай пробоин, запас еды, воду, и всё, что оставалось в землянках.
- Капитан, мы сделали новый корабль, давайте мы вас откопаем и поедем домой? - спросил матрос.
- Откапывайте, - со спокойной интонацией сказал капитан.
Сидел и вспоминал бывалый моряк. Сидел и думал. И сказал сам себе: «Если бы этого не произошло, то я бы не знал, куда деться мне в своей длинной, лёгкой жизни Дании. Я бы не смог утолить свою жажду знаний, открытий, работы. Я бы умер от этой тоски, которая преследовала бы меня на каждом шагу. «Сбежать бы отсюда!»,- думал бы я». И тут он понял, что его поездка в Россию была нужна всей России, так как, если бы этого не произошло, он бы просто умер от скуки. «Меня бы не любили моряки, и он не был бы их предводителем. Кто вёл бы их за собой? Чириков, Ваксель? Они бы не справились!», - понимая смысл жизни думал Беринг, уже почти дошедший до того света. Он прожил приключенческую, опасную, трудную, но счастливую жизнь, которая осталась в памяти каждого изучавшего эту историю: взрослого человека, мальчика, девочки, которые его запомнили. Он открыл много островов, и, самое главное, пролив между Азией и Америкой и Русскую Америку.
Беринга откопали полумёртвым, дали воды и еды, он протянул ещё несколько дней, и 8 декабря 1741 года скончался, перед самой погрузкой скончался. Его похоронили на этом острове. В последний путь его провожали все моряки и положили 4 доски вокруг него. Капитаном стал Свен Ваксель. А на совещании он предложил тот остров, на котором умер Беринг, назвать в его честь..
Их 46 осталось и в море домой ушло, а много на острове остались с Берингом.
[1] Алексей Ильич Чириков(1703-1748) – спутник Беринга и его помощник в Первой и Второй Камчатских экспедициях
[2]Свен (Савелий) Лаврентьевич Ваксель (1701-1762) – офицер русского флота, участник Второй Камчатской экспедиции, капитан 1 ранга