Лю́двиг ван Бетхо́вен (16 декабря 1770, Бонн, — 26 марта 1827, Вена,) — немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».
Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Фортепианные сонаты Бетховена с давних пор стали драгоценным достоянием человечества. Их знают, играют и любят во всех странах мира.
Замечательны, при этом, масштабы музыкального бытования бетховенских сонат. Многие из них прочно вошли в педагогический репертуар, стали неотъемлемой его частью. И, однако, это обстоятельство нисколько не приковало фортепианные сонаты Бетховена к сфере учебного музицирования: они остаются желанными номерами концертных программ, а овладение всем циклом бетховенского сонатного фортепианного творчества — заветная мечта каждого серьезного пианиста.
Причины широчайшей популярности фортепианных сонат Бетховена, простирающейся от классов музыкальных школ до эстрад филармоний, заключены, конечно, не только в самом факте принадлежности их гениальному композитору, одному из величайших музыкантов всех времен и народов.
Причины эти также в том, что фортепианные сонаты относятся, в подавляющем большинстве, к числу лучших сочинений Бетховена и, в своей совокупности, глубоко, ярко, разносторонне отражают его творческий путь. Это не значит, конечно, что круг художественных идей фортепианных сонат исчерпывает все основные тенденции бетховенской музыки. Самый жанр камерного фортепианного творчества побуждал композитора обращаться к иным категориям образов, чем, скажем, в симфониях, увертюрах, концертах.
В фортепианных сонатах масштабы образов не раз расширяются: замкнутое становится грандиозно объемным, личное вырастает до социального, выражая трепетом лирических эмоций отголоски общественных бурь. И эти качества ряда бетховенских фортепианных сонат, позволяющие им приблизиться к бетховенскому симфонизму, служат добавочным мерилом их исключительной ценности.
Нельзя, наконец, не упомянуть и о выдающейся роли фортепианных сонат в становлении и развитии творчества Бетховена вообще.
Когда Бетховен стремился к осуществлению особенно величавых замыслов, когда могучие выразительные возможности оркестра оказывались ему особенно необходимыми — он бывал склонен характеризовать фортепиано как «недостаточный инструмент». Тем не менее, горячая любовь к фортепиано прошла через всю жизнь композитора. Великолепный дар пианиста и импровизатора делал для Бетховена всякое общение с фортепиано особенно заманчивым и увлекательным.
Фортепиано было действительно лучшим другом Бетховена, как композитора. Оно не только давало радость сейчас же услышать сложившееся в мысли, но и возбуждало творчество, помогало готовиться к осуществлению замыслов, выходящих за пределы фортепиано, как такового. В этом смысле, и образы, и формы и вся многосторонняя логика мышления фортепианных сонат оказывались питательным лоном бетховенского творчества вообще
Превосходный пианист, Бетховен неплохо играл и на скрипке, около пяти лет исполнял партию альта в оркестре театра в Бонне. И позже в Вене он не оставил занятия скрипкой — одним из любимейших своих инструментов. Для скрипки и фортепиано написаны юношеские Вариации на тему из «Свадьбы Фигаро», три десятилетия спустя — последняя в цикле Соната для фортепиано и скрипки соль мажор, соч. 96. Обратим внимание: композитор (как в свое время Моцарт) и его современники на первое место ставили фортепиано; в отзывах и рецензиях нередко читаем: сонаты со скрипкой!
Бетховенские скрипичные сонаты не сразу завоевали признание. Первые отклики полны упреков автору в «учености», в недостатке естественности, «чрезмерной изысканности»… Но очень скоро рецензенты сменили тон: они заговорили об «изобретательности, серьезном, мужественном стиле». Слава Бетховена с годами неуклонно возрастает, и к началу нового XIX века его имя венчает знаменитую венскую триаду: Гайдн — Моцарт — Бетховен.
Уже в первых скрипичных сонатах Бетховен порывает с устоявшейся традицией дивертисмента-сюиты: его сонатные аллегро целеустремленны, полны активного действия, медленные части глубоки и «по-шубертовски» песенны. Не удивительно, что к певучим Adagio и Andante сонат стали подбирать слова и петь их в быту и в концертах (точно так же, как позже инструментальные пьесы Шопена, Листа, Рубинштейна). Часто композитор прибегает к излюбленной вариационной форме. В финалах — как правило, в форме рондо — оживают жанровые сцены, царит стихия танцевальности.
Скрипичные сонаты столь же разнообразны по настроению, как симфонии или фортепианные сонаты Бетховена. Неистовая патетика первой части Сонаты ля минор, соч. 23, конечно, же сродни фортепианной «Патетической». Бурный и страстный характер скрипичной партии; фортепиано, клокочущее яростью — всё в Сонате до минор, соч. 30, № 2 предвещает «Аппассионату», которая явится миру два с лишним года спустя. А свет, источаемый Сонатой фа мажор, соч. 24 (ее не случайно нарекли «Весенней»), изумительная по красоте мелодия, открывающая первую часть — не лучшее ли свидетельство того, что в бетховенских руках моцартовская эстафета? К «Весенней» сонате примыкает по настроению последняя (Десятая) Соната соль мажор, соч. 96, которая, как и «Пасторальная» симфония, — гимн почитаемой Бетховеном природе.
Одной из вершин инструментальной драмы в камерной музыке является Соната ля мажор, соч. 47, известная под названием «Крейцерова». Бетховен именовал ее написанной «в концертном стиле», то есть, считал камерным концертом для скрипки и фортепиано. Посвященная скрипачу-виртуозу Рудольфу Крейцеру (впрочем, не оценившему сонату по достоинству), она высится рядом с «Героической» симфонией, рядом с фортепианными «Авророй» и «Аппассионатой», рядом с оперой «Фиделио».