Несмотря на то, что оккупированные нацистами регионы имели свои отличия в административной и военно-политической системе в связи с тем, насколько далеко от фронта находилась захваченная территория, во всех регионах преступления нацистов и их пособников были направлены на уничтожение населения и извлечение материальных ресурсов для ведения войны. Практически в каждом регионе проводились карательные операции, уничтожение мирного населения и сожжение деревень. К большой смертности приводило также и создание заведомо невыносимых условий существования. 

Массовое уничтожение мирного населения на территории РСФСР нацистами и их пособниками имело все признаки геноцида. И хотя само понятие «геноцид» не фигурировало в работе Международного военного трибунала в Нюрнберге, ему соответствовали по содержанию все предъявленные и принятые к производству документальные свидетельства преступлений нацистов и их пособников. В международном законодательстве преступления, которые охарактеризованы как геноцид, сформулированы на основании приговора Нюрнбергского трибунала чуть позже – в 1948 году в Конвенции ООН. Таким образом, существует полная доказательная и нормативная база, в том числе международная, официального признания военных преступлений именно геноцидом советского народа. 

Преступления против мирного населения совершались не только одной структурой. На них были ориентированы все воинские формирования нацистской Германии и ее союзников, а также создаваемая система управления оккупированной территорией. Не только СС и полиция, но и вермахт работал на реализацию преступных целей. 

Преступления против мирного населения свершались не только немцами, но и венграми, румынами, финнами и другими союзниками нацисткой Германии. А многими непосредственными исполнителями целого ряда кровавых преступлений становились выходцы из Прибалтики и Украины. 

Преступления против мирного населения совершались нацистами не только при реализации Генерального плана «Ост», но и при отступлении немецкой армии. Нарушая все правила войны, немецкое командование 13 применяло тактику выжженной земли. Соответствующие директивы принимались не только главным командованием, но и непосредственно в войсках. 

Преступления нацистов и их пособников были направлены против всего мирного населения, независимо от национальности, вероисповедания, возраста, социальной группы и партийной принадлежности. Сама идея восточного похода – высвобождение территории для последующей колонизации и овладение экономическими ресурсами – изначально предполагала уничтожение и выселение значительной части советского населения вне зависимости от каких-либо субъективных характеристик и этнической принадлежности. 

Инициатива проведения публичного международного суда над нацистскими преступниками принадлежала СССР. Советский Союз также стал первым государством, в котором прошли публичные процессы над нацистскими преступниками. В основу обвинения вошли материалы Чрезвычайной государственной комиссии. 

На Нюрнбергском процессе был впервые на международном уровне озвучен весь масштаб зверств нацистских преступников на оккупированной территории СССР. Были приведены цифры и конкретные факты массовых казней и угона на принудительные работы мирного населения, истязаний и убийств военнопленных, разграбления и уничтожения городов и сёл. Именно тогда мир впервые узнал об объёме преступлений нацистов против мирного населения на советской территории. 

Инициаторами и организаторами Токийского трибунала выступили США, что предопределило ход и решения судебного процесса. Он оказался непоследовательным и противоречивым в изобличении и наказании преступников. Император Японии Хирохито, члены императорской семьи и разработчики бактериологического оружия, испытывавшие его на живых людях, ушли от возмездия и получили убежище в США. 

Советский Союз, будучи верным уставу Нюрнберга и имея неопровержимые доказательства подготовки милитаристской Японией бактериологической войны, настаивал на привлечении разработчиков к ответственности бактериологического оружия. Советский Союз не мог согласиться с политикой заигрывания с агрессором, которую последовательно проводили США Токийском трибунале. В этой связи в августе 1948 советским руководством был поднят вопрос о проведении суда над японскими военнослужащими – разработчиками бактериологического оружия и его испытания, в том числе на живых людях. Хабаровский процесс, прошедший в декабре 1949 г., был призван осудить военнослужащих 14 Квантунской армии, ответственных за разработку и применение бактериологического оружия и избежавших наказания после Токийского процесса. 

стенды 1-2.m4a