Чита- город трудовой доблести

История Великой Отечественной войны имеет существенное значение для изучения истории локального социума отдельного региона. Появление широкомасштабных проектов на данном направлении не способно заполнить это. поскольку история войны - это не только история битв и сражений, это, прежде всего, история людей, вынужденных жить и действовать в экстремальных ситуациях.

 22 июня 1941 года вероломное нападение на СССР фашистской Германии прервало мирный труд советских людей, забайкальцев. Решение не только своей национально – государственной, но и общечеловеческой задачи пришлось взять на себя народам СССР и его Вооружённым Силам. Встав насмерть за свободу и независимость Родины, они внесли главный вклад в победу над фашистской Германией и её союзниками, освободили Европу от фашистского рабства, спасли мировую цивилизацию. В этом - величайшая заслуга перед историей. В решении этой всенародной задачи, безусловно, был и вклад забайкальцев – фронтовиков и тружеников тыла. В 2021 году Чита была удостоена высокого звания города трудовой доблести  и свою лепту в это внесли жители Ингодинского района. Преодолевая неимоверные трудности военных лет, они своим самоотверженным трудом крепили единство фронта и тыла, боролись за максимальное использование возможностей каждого предприятия, каждого труженика в общую победу над врагом. И наша задача не забыть тот трудовой подвиг, который совершили ингодинцы в годы Великой Отечественной войны.

В 1937 году город  Чита, с численностью населения 102555 человек, вновь приобрел статус областного центра, который на тот момент состоял из районов: Чита I, Чита II и Черновский промышленный район. В свою очередь, Чита II территориально подразделялась на две части: западную и восточную. В 1941 г. решением облисполкома на территории города были созданы районы: Центральный, Железнодорожный, Черновский, а через четыре года – Ингодинский.   И хотя в годы войны не было таких понятий как «Ингодинский  район» и «ингодинцы», в своей работе мы  будем использовать именно эти выражения, поскольку факты, представленные в данной работе, касаются именно территорий, включенных в 1945 году в состав Ингодинского района города Читы.

Будущий Ингодинский район Читы находился за семь тысяч километров от фронта, в глубоком тылу. Но понятие это было относительным. Население района, размещённые здесь объекты народного хозяйства, находились в опасной близости с другой, не менее тревожной границей. На северо-востоке Китая дислоцировалась более чем миллионная Квантунская армия, готовая напасть на СССР. Проводимая милитаристской Японией – союзником германского фашизма – политика означала создание очага напряжённости у советских восточных рубежей. Как и вся страна, Забайкалье стало фактически прифронтовой зоной.

В сложных условиях военного времени ингодинцы, как и все забайкальцы, решали две основные задачи: всемерно помогали фронту и одновременно крепили обороноспособность края. Нависшая над страной смертельная угроза не вызвала среди них растерянности, отчаяния, не сломила их волю. Как никогда высок был патриотический подъём рабочих, интеллигенции, всего населения. На многочисленных митингах и собраниях выступали представители разных возрастов, профессий, национальностей, убеждений – коммунисты и беспартийные, комсомольцы и несоюзная молодёжь, верующие и атеисты. Проявлением высокого духа ингодинцев стало их стремление с оружием в руках защищать свободу и независимость Отечества.

Газета «Сталинский забой», 1944 г

Бывшая домохозяйка, овладевшая в годы войны новой специальностью на кожевенном заводе

(Газета «Забайкальский рабочий», 1944 г.)

Работники  овчинно-шубного завода в годы войны

Стихи красноармейца, опубликованные в газете «Забайкальский рабочий» (Газета «Забайкальский рабочий», 1942 г.)

Сбор средств детям оккупированных районов

( Газета «Забайкальский рабочий», 1942 г.)

Перевод экономики на военные рельсы был осуществлён в Забайкалье в сжатые сроки. Мощный патриотический подъём породил и невиданный ранее массовый трудовой героизм. Огромное трудовое напряжение (рабочий день продолжался 11-12 часов) не могло остановить соревновательного порыва забайкальцев. Соревнование развёртывалось под лозунгами: «Всё для фронта!», «Всё для Победы!». Многие его участники вырабатывали по две, три и более нормы. Каждый понимал, что судьба Отечества в его руках.

В связи с мобилизацией сократилась численность работающих. Пополнение рядов шло за счёт женщин, молодёжи и учащихся, пенсионеров. Они заменили ушедших на фронт мужчин, в короткие сроки, осваивая новые профессии, зачастую чисто мужские – токаря, слесаря, рабочего завода… Уже к концу 1941 г. заявление о готовности в любой момент пойти работать на производство подали 2744 женщины, что позволило предприятиям города, на первом этапе войны, справиться с задачей обеспечения рабочей силой 

Для промышленности района как и всей городской промышленности в целом особенно трудными были 1941 – 1942 гг. В военное время возникшие проблемы были связаны с мобилизацией рабочих на фронт, с тяжелыми сбоями материально-технического снабжения, необходимостью перехода на использование преимущественно внутрипроизводственных резервов. В 1943 г. начинается перелом в ее работе. В этот год промышленность города закончила выполнение государственного плана досрочно с выпуском продукции сверх плана на 7,5 миллиона рублей. Свыше 8200 новых рабочих было подготовлено через стахановские школы, индивидуальное обучение, школы ФЗО, различные курсы. Социалистическим соревнованием было охвачено 81 % к числу всех работающих, 40 % всех работающих составляли стахановцы. 

С первых месяцев войны предприятия города стали получать специальные заказы от ГКО по изготовлению отдельных видов вооружения для Красной Армии. Продукцию оборонного значения выпускал и Читинский овчинно-шубный завод. До войны там изготавливали смешанную продукцию: военные бекеши и жилеты, для гражданского населения - полушубки и дошки меховые. Уже с 3 июля 1941 г. по указанию Главка завод перешел исключительно на пошив бекеш, т.е. полушубков военного образца. Если до войны в день производилось 65 бекеш, то с начала войны их количество увеличилось до 167 штук в день. Со второй половины 1944 г. овчинно-шубный завод вышел на устойчивую работу. С приходом нового директора И.О. Рубцова и главного инженера М.И. Эйдельмана улучшилась организация труда, укрепилась трудовая дисциплина. Рационализаторские предложения Эйдельмана позволили улучшить работу пошивочного цеха с большой экономией. В начале 1944 г. ряд работников овчинно-шубного и кожевенного заводов был награжден правительственными наградами. Орденом Трудового Красного знамени – А.М. Старцева, мастер прикладного цеха шубного завода; орденом «Знак Почета» — директор кожзавода Рубцов и стахановка ичижного цеха этого завода Ворончихина. Медалями за трудовое отличие — портниха М.К. Шиляева, проработавшая на шубзаводе 33 года, начальник пошивочного цеха шубзавода Д.И. Северюхин, начальник отдела организации труда и зарплаты М.Л. Волчкова, закройщица А.Е. Лунева, портниха Романова. В августе, сентябре и октябре 1944 г. овчинно-шубный завод был награжден переходящим Красным знаменем горкома ВКП (б) и горисполкома. Кроме этого газета «Забайкальский рабочий» за 22 октября 1944 г. сообщала, что Читинский овчинно-шубный завод во Всесоюзном соревновании занял второе место среди заводов овчинно-шубной промышленности РСФСР. Рабочие всех предприятий брали на себя повышенные обязательства, стараясь работать за себя и тех, кто ушел на фронт. Развернутое социалистическое соревнование стало массовым: лучшие работники предприятий не только хорошо работали сами, выполняя и перевыполняя планы на 200 % и более, но и обучали вновь пришедших и подтягивали отстающих. Ход соревнования освещался в стенных газетах, обсуждался на собраниях. Были учреждены переходящие Красные знамена, организованы фронтовые бригады.   

Уже к концу 1941 г. коллективным соцсоревнованием были охвачены все рабочие и служащие производственных цехов, а индивидуальным все рабочие. Так, например, на Читинском овчинно-шубном заводе работницы пошивочного цеха Скубеева, Тонких, Галаева, сестры Луневы и рабочие овчинного производства Саранина, Кондратьев, Ахметов выполняли план на 310 %. Лучшие работники Читинского мясокомбината Каманин, Давыдов, Куницын, Борисова перевыполняли взятые обязательства на 200-300

Из-за отсутствия транспорта предприятия и учреждения города в зиму 1944 - 1945 гг. остались без топлива, которое приходилось вывозить исключительно самовывозом. Однако несмотря ни на что предприятия города, количество которых увеличилось, работали, выполняя производственные задания. В Ингодинском районе города Читы работали: овчинно-шубный, кожевенный, кирпичный  заводы, строились  предприятия легкой и пищевой промышленности, сразу после войны в 1947 году был введен в строй Читинский молочный комбинат. Это стало возможным благодаря самоотверженному труду жителей Ингодинского района и всех горожан. Это они сделали всё, чтобы предприятия города не только продолжали работать, но и освоили выпуск военной продукции; посылали на фронт посылки и отдавали в фонд обороны страны последние сбережения; ухаживали за раненными и оказывали помощь семьям фронтовиков и инвалидов войны. Горожане понимали, что без их труда в тылу - не будет победы на фронте.

        Полем трудовой доблести забайкальцев была военная медицина. С началом войны забайкальским медикам пришлось выполнять очень сложную задачу: не снижая уровня медицинского обслуживания населения области, в кратчайшие сроки создать условия для организации и успешной работы эвакогоспиталей.

Постановлением СНК СССР от 12.10.41 г. было предложено организовать и оборудовать в Читинской области эвакогоспитали на 5 тысяч коек. В том числе, в Чите должны были развернуть пять эвакогоспиталей на 1000 коек. Но уже 18 ноября 1941 г. СНК СССР принимает новое решение об организации в Читинской области дополнительных госпиталей на 10 тысяч коек. В том числе, в Чите на 3 тысячи коек, для чего в городе выделили еще 15 объектов на 200 мест каждый. Следующим постановлением СНК СССР предлагалось организовать в Читинской области эвакогоспители на 20600 коек. В  Ингодинском районе находились следующие: № 1939 (Чита, Б/остров, школа № 8) на 200 коек, нервно-психиатрический на 100 коек в районе Титовской сопки, в поселке Песчанка функционировали три эвакогоспиталя — № 949, 952, 955, в поселке Антипиха был эвакогоспиталь для выздоравливающих. В архивах Областного комитета здравоохранения сохранились данные, свидетельствующие о размещении эвакогоспиталя в здании синагоги на улице Анохина.

За предприятиями и учреждениями закреплялись конкретные эвакогоспитали. Основными задачами шефствующих организаций были: оказание помощи госпиталям в проведении ремонта, оборудовании, радиофикации, в приеме прибывающих раненых на вокзалах, пристанях, в аэропортах; организация широкой общественной помощи органам здравоохранения в обслуживании раненых, распределении подарков, проведении культурно-политической работы среди раненых.

Главным хирургом отдела эвакогоспиталей в первые же месяцы войны стал ведущий хирург областной клинической больницы имени Ленина   Василий Коханский. Он прошёл ХалхинГол, и этот опыт ему очень пригодился в работе, но в тыловых госпиталях приходилось иметь дело не со свежими, а со старыми, гнойными ранами, лечить которые старыми выжидательными методами было невозможно. Поэтому Коханский с коллегами разработали новый метод срочных операций. Он дал хорошие результаты. По инициативе Коханского уже в первый год войны были созданы новые для области производства медикаментов и медоборудования. Открыта мастерская по изготовлению новой рентгеновской плёнки из старой. Выпускали несложную медицинскую технику. Читинский деревообделочный комбинат, который располагался в Ингодинском районе Читы,  по заказам госпиталей делал носилки, костыли, операционные перевязочные и гипсовые столы.

В Читинской области активно занимались подготовкой и трудоустройством раненых. Выздоравливающие обучались в школах конторского ученичества, в сапожных, слесарных, портняжных мастерских, организованных при госпиталях. На 1 июня 1943 г. закончили обучение 254 человека, из них 60 человек стали работать на кожевенном, 23 человека на овчинно-шубном заводах, которые находились в Ингодинском районе. 

Группа выздоравливающих эвакогоспиталя № 1939

 (Чита, Б/остров, школа № 8)

Эвакогоспиталь в Чите, 1941 г

Василий Аркадьевич Коханский

Накануне войны народное образование находилось в сложном положении. Показательной для характеристики ситуации является докладная записка в отдел школ и науки ЦК ВКП(б). В документе отмечено, что в области не достает 2770 педагогов, в том числе в области был острый дефицит учителей предметников: не было 161 учителя литературы и русского языка, 104 - математики, 72 - истории, 89 учителей иностранных языков и т.д. 

С началом войны многие преподаватели добровольно отказались от отпусков, вернулись на работу и приняли активное участие в подготовке школ к новому учебному году. За время каникул учителя и ученики трудились на уборке урожая, собирали металлолом и лекарственные травы для госпиталей, расположенных в области. Итоги первого военного года показали, что в условиях военного времени значительно улучшилась дисциплина, военно-физкультурная подготовка, в отдельных школах поднялась успеваемость. 

В школах района к началу 1942/43 учебного года не были застеклены окна, в некоторых не было освещения, не хватало школьного оборудования, в том числе столов и стульев. Очевиден факт, что за парты в военные годы садились полуголодные, ослабленные дети, которых учили педагоги, не имеющие возможности ни полноценно отдыхать, ни полноценно питаться. Не приспособленные, плохо отапливаемые помещения, отсутствие как общей, так и учебной литературы, наглядных пособий и многие другие приметы военного времени никак не способствовали улучшению ситуации в народном образовании области. О том, каким тяжелым было положение учителей, в том числе военруков, свидетельствует последний раздел отчета заместителя заведующего Областного отдела народного образования по военному обучению в Читинский обком ВКП(б): «Особо важным и неотложным вопросом является вопрос обмундирования военруков, особенно это касается участников Великой Отечественной войны. Они явились в школы в том, что было на них в госпиталях. Теперь обувь и одежда износились, порвались, некоторые не имеют сменного белья. Вследствие этого ряд военруков не могут быть образцом чистоты и аккуратности перед учащимися. Ряд военруков по этой причине лишены возможности посещать занятия. Только участников Отечественной войны остро нуждающихся в обмундирования 200 человек. Поэтому прошу выделить для обеспечения военруков обуви, белья, материала для гимнастерок, шинелей или пальто» 

Снабжение и ремонт школ в войну осуществлялись силами учителей, учеников и родителей. В 1941/42 уч. г. при школах создавали мастерские, чтобы обеспечить заработок особо нуждающимся детям. Хорошо организованным воспитательный процесс был в средних школах № 1 и № 4 г. Читы. 

Уже в 1941 г. в школах  Читы, в том числе и Ингодинского района,   были введены уроки агротехники, вождения и изучения сельскохозяйственных машин. В докладной записке отдела пропаганды обкома ВКП(б) об итогах учебного 1941-42 года, отмечено, что к преподаванию были привлечены агрономы и специалисты сельского хозяйства, организованы лекции для учителей.

Учителя и ученики Ингодинского района работали летом на колхозных полях Читинской области.  Ученики школ заготавливали березовые почки, термопсис, валериановый корень, ландыш, шиповник и другое лекарственное сырье для нужд раненных

Весной 42-го «Забайкальский рабочий» информировал об открытии пионерлагерей, которые должны были принять около 4 тысяч детей 8-12 лет. Однако и там дети занимались сбором лекарственных трав, грибов и ягод,  летом этого года отдыхающие за Ингодой пионеры сдали 380 килограммов растения мышьяка, наполовину выполнив областной план по нему. 

Школьники района принимали активное участие в сборе средств на строительство танковой колонны «Комсомолец Забайкалья» и самолета «Читинский школьник», участвовали в сборе средств детям оккупированных районов.   В адрес администрации школ поступали от воинов и командования благодарственные письма. Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин посылает телеграмму, в которой выражает благодарность пионерам, комсомольцам и школьникам Читинской области за оказанную помощь фронту. 

В период Великой Отечественной войны народное образование в Ингодинском районе, как и во всей Читинской области хоть и медленно, но развивалось, однако, большой проблемой в военные годы стал отсев учеников, особенно из старших классов. Молодые люди заменяли ушедших на фронт отцов и братьев, всеми возможными способами стремились попасть на передовую и воевать за Родину. И это была суровая реальность военного времени. 

(Материал подготовлен Квирквелия Ниной в рамках защиты индивидуального исследовательского проекта, 11"Б " класс, 2022 г.)

Учителя и ученики на колхозных полях

(газета "Забайкальский рабочий, 1943 г)

Учащиеся одной из школ Ингодинского района отправляются 

на уборку урожая