Воспоминания о друге 

Он был удивительным человеком


Большая творческая дружба была у меня с композитором, народным артистом СССР Григорием Федоровичем Пономаренко. Его песни Оренбургский пуховой платок», «Растет в Волгограде березка», «Отговорила роща золотая», «Ивушка» и многие другие уже давно стали народным достоянием, вошли в золотой фонд советской песни.

Началась эта дружба в начале 80-х. Я тогда работал в Щербактах, в районном Доме культуры художественным руково­дителем. На одном из заседа­ний худсовета по моей инициативе решено было провести занятие уни­верситета культуры на тему: «Жизнь и творчество советского композито­ра Г. Пономаренко». В это время очень популярными были его песни «Ивушка», «Эх, Волга-речка, не боли, сердечко». Они звучали повсю­ду. Естественно, мы их тоже пели. Но материала о творческом пути компо­зитора Григория Пономаренко у нас не было. Я написал письмо в Моск­ву, в Союз композиторов, где мне со­общили адрес Г. Пономаренко. Пос­ле этого я написал письмо самому композитору с просьбой приехать к нам на целину. Вскоре я получил от него ответ, где он писал, что приехать в ближайшее время не может, так как уезжает на гастроли с Волжским хо­ром, и выслал мне свою творческую биографию и сборник песен «Ивуш­ка», который был издан в Куйбыше­ве, а также вырезки из газет и жур­налов. На основании этих данных мы и провели занятие университета. Потом я ему написал об этом, он нас поблагодарил и обещал приехать к нам.

Первая наша встреча состоялась в Павлодаре в 1961 году. Григорий Федорович приехал в наш город вме­сте с Волжским народным хором. Г. Пономаренко в областном управле­нии культуры сказал: «Я хочу встретиться с Михаилом Пульгой, который живет в Щербактах. Как туда дое­хать?»

Из управления культуры позвони­ли в Щербакты, ра­зыскали меня и ска­зали: «Приехал Поно­маренко и ищет тебя». Я сразу же поехал в Павло­дар. Когда я зашел в драмтеатр, там в это время шла репетиция Волжского хора. Навстречу идет Г. Пономарен­ко и говорит: «Здравствуй, Пульга, а я к тебе собрался ехать. Мо­лодец, что приехал!» Мы обнялись и долго с ним разговаривали. Было такое впечатление, что мы давно знаем друг друга. Меня поразила его искренность и простота. Такой за­помнилась мне наша первая незабы­ваемая встреча.

В 1962 году я ездил к Г. Понома­ренко в творческую командировку в Куйбышев, где он работал музы­кальным руководителем и компози­тором Волжского народного хора. На второй день после моего приез­да к нему Григорий Федорович ре­шил познакомить меня с художе­ственным руководителем хора. Мы зашли к нему в кабинет, за столом сидел в очках человек солидного возраста. Это был Петр Милославов - создатель и руководитель Вол­жского хора. Г. Пономаренко пред­ставил меня ему и сказал: «Михаил Пульга, приехал из Казахстана, из далекого Целинного края. В городе Павлодаре он руководит хором реч­ников. Приехал в творческую коман­дировку».

П. Милославов посмотрел на меня и спросил: «Вы мою брошюру «О работе с хором» читали?» И, не до­жидаясь ответа, подал мне свою книжку и сказал: «Здесь все подроб­но написано, прочитаете, возникнут вопросы, тогда и заходите». Брошю­ру эту я, конечно, читал, но взял ее.

Я присутствовал на всех репети­циях хора, женской и мужской груп­пы, сольного пения, баянной группы, выезжал с хором на гастроли. Я был свидетелем рождения новых и впер­вые исполняемых песен композито­ра Григория Пономаренко. Для меня это была настоящая школа хорово­го, музыкального и композиторского мастерства. Здесь я познакомился с поэтами Виктором Боковым, Алек­сандром Скоромыкиным, Вениами­ном Бурыгиным. Кстати, на стихи Александра Скоромыкиная написал песню «Ой, березки нежные», кото­рая стала популярной, она часто зву­чала по радио.

Как раз в это время, когда я был у Пономаренко, в Куйбышеве снима­ли эпизод «Праздник в Жигулях» для кинофильма «Песни России». Глав­ным героем в этом эпизоде был Вол­жский народный хор. Собрали мно­го народу для массовок на «Жаре­ном буг­ре» (так называется место на берегу Волги). Снимали два вида: первый - хор идет по дороге и поет, а народ его приветствует. На­строение у всех праздничное. Второй - теплоход плывет по Волге, а на теп­лоходе поют солисты и хор.

Приходилось делать несколько дублей, так как было много помех. То дождь мешал, то солнце ушло за тучу, то самолет летит и шумит... В общем, два эти вида снимали целую неделю. И все это время я тоже сни­мался во всех массовках. Это была наша вторая встреча с Григорием Пономаренко, которая длилась це­лый месяц. Домой я приехал с боль­шими впечатлениями, с новыми песня­ми, с новыми задумками и планами.

В 1964 году в городе Волгограде состоялась наша третья встреча, где Григорий Пономаренко работал ху­дожественным руководителем на­родного хора Волгоградского трак­торного завода. Естественно, я был на всех репетициях и на концертах хора, с которым он работал. Увидел и услышал много нового. Здесь я впервые услышал новые песни Гри­гория Пономаренко «Тополя», «Ко­локольчик», «Нарьян-Мар, мой На­рьян-Мар» в исполнении его жены Екатерины Шавриной и другие но­вые песни. В свободное от концер­тов и репетиций время Григорий Федорович знакомил меня с досто­примечательностями города-героя Волгограда. На берегу Волги он показал мне надписи солдат «Ни шагу   назад», «За Родину, за Ста­лина», «Не быть нашей Волге чужой рекой» и другие. Неизгладимое впечатление ос­тавил у меня на Мамаевом кургане памятник-ансамбль, в центре кото­рого скульптура «Родина-Мать». Здесь же находится музей обороны Сталинграда. Мы с Григорием Федо­ровичем были в нем несколько раз. Сколько здесь погибло наших сол­дат! Я вспомнил своего отца, кото­рый погиб в начале войны. Вообще в Волгограде много памятных мест, которые напоминают о том, что здесь проходили жестокие бой, в том числе и на территории тракторного завода.

Я все время был под этими впе­чатлениями. Вечерами мы с Григо­рием Федоровичем ходили на кон­церты приезжих артистов. Он позна­комил меня с  известным композито­ром Людмилой Лядовой, которая вы­ступала с авторским концертом в Волгограде. Иногда мы с ним выез­жали на рыбалку на катере «Золотаюшка». Катер был назван в честь песни Г Пономаренко «Золотаюшка».

Наша третья встреча, которая дли­лась тоже целый месяц, была очень насыщенной и разнообразной. Она еще больше сблизила нас. Здесь я глубже узнал творчество Григория Пономаренко и многому научился у него на практике. Играл ему свои песни.

Он подарил мне несколько своих авторских сборников. Репертуар на­шего хора пополнился новыми пес­нями композитора Григория Понома­ренко. После этой встречи мы стали настоящими друзьями. Стали чаще писать друг другу письма, звонить по телефону. Дружба наша крепла с каждым годом.

Четвертый раз мы с ним встреча­лись в Ялте. Я тогда отдыхал в Кры­му, в санатории «Левадия», а он при­езжал сюда с народным хором вол­гоградских тракторостроителей. У него был авторский концерт. После концерта я ему показал Левадийский царский дворец, где в феврале 1945 года встречались Сталин, Рузвельт и Черчилль. В Ялте мы с ним сфо­тографировались на сувенирной пластинке, где записана его песня «Я назову тебя зоренькой». Потом я ему выслал эту фотопластинку почтой. Ему она понравилась. У меня до сих пор хранится эта пластинка - память о нашей встрече в Ялте.

Во время этих встреч, которые на всю жизнь остались в моей памяти, я получал творческий заряд, был просто окрылен песнями Г. Пономаренко. Хотелось не только играть на баяне, но и самому сочинять песни. Я долго не признавался ему, что со­чиняю песни. Но как-то раз проиграл ему одну из своих песен, сказав, что автора я не знаю, играю потому, что она мне нравится. Он послушал меня внимательно и сказал: «Песня хорошая, продолжай и дальше сочи­нять, у тебя это получается». Обща­ясь с Григорием Федоровичем, я все­гда получал от него ценные консуль­тации по песенному искусству. Он высылал мне почтой ноты своих пе­сен, я их переписывал и отсылал ему назад.

Благодаря нашей дружбе, создан­ный мною хор павлодарских речни­ков часто был первым исполнителем новых песен композитора Г. Пономаренко в Павлодаре. Он был не толь­ко талантливым композитором, но и прекрасным, общительным человеком. Так постепенно наша творчес­кая дружба переросла в большую человеческую. Он хорошо знал нашу семью. Дети наши любили его. Он часто с ними разговаривал по теле­фону, поздравлял нас со всеми праз­дниками. Меня он всегда поздравлял с юбилеями, творческими вечерами и успехами в композиторской дея­тельности. Вся наша семья относи­лась к нему с большим уважением. В последнее время Григорий Фе­дорович жил в Краснодаре. Здесь, на кубанской земле, он написал музы­ку к кинофильмам «Мачеха» и «Безотцовщина». На всю страну зазву­чали его песни о Кубани. По теле­фону он мне сказал, что написал новую оперетту «Оренбургские платки», премьера которой состоялась в Оренбурге, с чем я его и поздравил. Я его всегда поздравлял: когда вы­ходили из печати сборники его пе­сен, когда ему присвоили звание «народного», когда он писал музыку к кинофильмам, радовался рожде­нию каждой новой его песни. Из Краснодара он позвонил и сообщил, что в Волгограде издан сборник его песен на стихи поэтессы М. Агашиной, а в Москве готовится к выпуску книга о его творчестве.

Последний раз Г. Пономаренко позвонил мне и сказал, что написал новую песню для хора на слова Вик­тора Бокова «Мир нужен всей пла­нете».

Он собирался приехать в Павлодар на мой 60-лет­ний юбилей. Он обяза­тельно бы приехал. Но в январе 1996 года прозву­чала во всех средствах массовой информации горькая весть: «На 75-ом году жизни в автомобиль­ной катастрофе погиб ком­позитор, народный артист Григорий Пономаренко...»

Я позвонил в Краснодар его сыну Тарасу. Он рассказал подробности этой катастрофы. Эта тра­гедия произошла 7 января 1996 года в 9 часов 25 минут утра на объезд­ной дороге вокруг города Краснода­ра. Григорий Федорович поехал сам на своей машине «Таврия» в аэро­порт, чтобы передать самолетом по­сылку своему сыну Грише, который живет в Москве. Не доезжая 200 метров от поворота на совхоз «По­бедитель», он выехал на полосу встречного движения. В это время по встречной двигался автомобиль «Жигули», в котором находились два человека. В результате лобово­го столкновения Г. Пономаренко и пассажир «Жигулей» скончались на месте. Водитель получил травмы, Видимо, Григорию Федоровичу нео­жиданно стало плохо. Он потерял управление автомобилем и даже не использовал тормоза. Для меня эта весть была страшным ударом. Ушел друг, единомышленник, учитель...

О нашей творческой дружбе с ком­позитором Григорием Пономаренко, которая длилась 35 лет, знают не только в нашей области, но и в рес­публике. Об этом я неоднократно писал в газетах, выступал по теле­видению. Вместе с сотрудниками павлодарского областного радио я подготовил большую музыкальную передачу «Наш Пономаренко», в ко­торой рассказал о творческой друж­бе с этим удивительным, талантли­вым человеком.

2 февраля 2006 года композитору исполнилось бы 85 лет... Песни его живут, они давно стали действитель­но народными.


Михаил ПУЛЬГА, композитор, заслуженный  работник культуры Казахстана, художественный руководитель народного ансамбля «Пламя», почетный гражданин города Павлодара.

 

Пульга М. Он был удивительным человеком / Михаил Пульга // Звезда Прииртышья. – 2006. - 28 янв. - С. 5