Есть люди, чьи судьбы становятся легендами. Примером этому может служить судьба крестьянки Марии Бочкарёвой (в девичестве Фролковой, 1889-1920 гг.). Уроженка новгородской земли, жительница села Ново-Кусково Томской губернии. Ее любовь к Родине достойна уважения.
21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части белого знамени с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкарёвой». Летом 1917 года отряд Бочкарёвой отличился при Сморгони; его стойкость произвела неизгладимое впечатление на командование (на Антона Деникина). Удостаивается мировой славы и сравнения с героиней французской истории Жанной д’Арк. После контузии, полученной в том бою, прапорщик Бочкарёва была отправлена на поправку в петроградский госпиталь и в столице получила звание подпоручика, но вскоре после возвращения на позиции ей пришлось распустить батальон в связи с фактическим развалом фронта и произошедшей Октябрьской революцией. Зимой была задержана большевиками по дороге в Томск. После отказа сотрудничать с новыми властями её обвинили в сношениях с генералом Корниловым, дело чуть было не дошло до трибунала. Благодаря помощи одного из своих бывших сослуживцев Бочкарёва вырвалась на свободу и, облачившись в наряд сестры милосердия, проехала всю страну до Владивостока, откуда отплыла на агитационную поездку в США и Европу. Возвращается в Россию. Разговаривает с верховным правителем России адмиралом А.В. Колчаком. Отказывается от участия в братоубийственной гражданской войн, но соглашается сформировать санитарный поезд Сибирской белой армии. По одним данным, расстреляна красными в 1920 г. в Красноярске, как «непримиримый и злейший враг рабоче-крестьянской республики». По другим — осталась жива и окончила век под чужим именем.
В Томске память о ней хранят «Красные казармы» (постройки из красного кирпича в Северном городке), откуда начинался боевой путь «русской Жанны д’Арк» Марии Бочкаревой.