Ученик и учитель… Слова родственные, а люди? Кем являются учитель и ученик – двумя сторонами одного процесса или же родственными душами? Здесь, как мне кажется, всё зависит от позиции самого учителя. Ведь кто-то смотрит на ученика как на объект, на которого направлены все педагогические действия, а кто-то пытается найти с ним общий язык.
Учителю, который идёт по второму пути, сложнее, но интереснее. Ему открывается удивительный мир ребёнка, его тайны, сомнения, увлечения. Что помогает такому учителю сблизиться с учеником? Ответ один – диалог с ним, постоянный, неторопливый, доверительный разговор о жизни ребёнка. Мой предмет уникален в этом роде, потому что это – язык. Язык, который помогает наладить контакт с учеником и услышать порой его истинные желания. Кто-то может возразить мне, сказать, что очень часто бывает так, что на уроке иностранного языка мы говорим с учеником на «разных языках», ребёнок не понимает учителя. Ребёнок не понимает, а учитель-то понимает! И в неразборчивой, порой запутанной иностранной речи ученика слышит главное, а остальное исправляет, корректирует, подсказывает, но никогда не подавляет. Иначе не получится диалог, который является важным этапом урока иностранного языка.
Мой предмет учит меня быть внимательной к ребёнку, вслушиваться в то, что он говорит, быть терпеливой, ведь порой надо переспросить несколько раз, чтобы понять ответ. А потом все эти умения переносятся на другие сферы школьной жизни.
И вот я уже внимательный и терпеливый классный руководитель, способный услышать ученика, разобраться в его противоречивых действиях или высказываниях, подсказывающий ему правильный ответ. Из обучающего диалог перерастает в более ценный, воспитывающий. Причём воспитываем не только мы, воспитывают и нас. Общение с детьми помогает нам взглянуть на привычные вещи под другим углом. Мы, взрослые, часто усложняем какие-то вещи, бываем слишком серьёзны, очень заняты, как нам кажется, решением важных вопросов, осторожны, сосредоточенны. И только неожиданный, простой, подчас наивный вопрос ребёнка может вернуть нас на землю: «Екатерина Сергеевна, а вы любите снимать рилсы?»
Дети говорят прямо и открыто, и с ними не получится лукавить, надо отвечать так же прямо и открыто, а значит, надо выйти из своей скорлупы, очнуться от важных дел, улыбнуться и сказать: «Никогда не пробовала».
И вот я уже неожиданно для самой себя (при моей-то нагрузке!) в школьном медиацентре, вместе с детьми снимаю видео, осваиваю видеомонтаж, участвую в конкурсах и проектах, использую созданные нами видео на уроках. Дети подарили мне новое увлечение, указали новое направление в работе, и я очень благодарна им за это!
Мы учим детей, они учат нас, и всё это происходит в диалоге. Находя точки соприкосновения, мы понимаем, что важно современному ученику, что ему интересно. Мы находим подход к ребенку – тот самый ключик, который открывает его душу.
Итак, ученик и учитель… Слова родственные, а люди? Здесь, конечно же, всё зависит от позиции самого учителя…