Интерсубъективность

Тема и вариации: интерсубъективность


Ежегодная тематическая конференция Never-Ending Conference 2024 состоится 6-8 июня и будет посвящена феномену интерсубъективности. Мы объединили под этим названием все неопределенное множество форм межчеловеческого (и не только!) взаимодействия, предполагающее отношение к Другому. В то же время, имя Другого лишь общий абстрактный термин, отсылающий к многообразному опыту, в котором "Другой" может представать как свой (Ты), так и чужой (Они), как уникальный, так и массовый, как Большой, так и... Будучи ближайшим и знакомым феноменом, определяющим нашу повседневную и научную жизнь, интерсубъективность в то же время ускользает от однозначного определения, располагаясь в пространстве между коллективным и индивидуальным, всеобщим и конкретным, публичным и частным, тем самым взрывая устоявшиеся оппозиции субъекта и объекта. Возможно ли соприкосновение с Другим, которое не предполагает его редукцию к обобщённым и упрощающим образам и схемам? Какими способами можно описать многообразие интерсубъективного опыта? Какими методами мы, будучи частью, способны познать общество как целое и нас самих в том числе? Продолжая традицию предыдущей NEC.Эмпиризм, мы приглашаем вас к свободной рефлексии в формате "тема и вариации", при которой каждый новый доклад продолжает другой или развивает свой собственный взгляд на рассматриваемые проблемы. При этом нам не принципиальна выделенная философская оптика или традиция. Мы приглашаем эмпириков и рационалистов, стоиков и феноменологов, всех интересующихся социальными и гуманитарными науками, междисциплинарными исследованиями в работу над синхронизированной моделью "как можно описать" и "картографированием" регионов интерсубъективности, обозревая и заполняя пустоты в его понимании.


Мы никак не ограничиваем участников по времени выступления, главное соответствие доклада заявленной тематике конференции. Тезисы докладов мы принимаем в свободной форме: достаточно краткого описания того, о чем вы планируете говорить.


Форму для подачи заявок вы можете найти по ссылке.
Ждем ваших тезисов до 2 июня!

Даты проведения: 6–8 июня 2024 (точные даты будут зависеть от количества заявок). 

Место: ул. Старая Басманная 21/4 (Факультет гуманитарных наук, НИУ ВШЭ), г. Москва.
Мы приветствуем очное участие. Но если ваш доклад возможен только онлайн, вы  сможете  выступить в отдельной секции для онлайн-участников.
Наши контакты по любым вопросам: neverending.conf@gmail.com. Всем слушателям не из НИУ ВШЭ нужно написать нам на почту для заказа пропуска в здание. Мы сделаем пропуски всем докладчикам, указавшим в форме свое полное ФИО.


С нетерпением ждем ваших докладов! Давайте вместе создавать пространство заинтересованных дискуссий, обмениваться мыслями, находить новых друзей и тем самым со-конституировать интерсубъективность в живом диалоге.



Ниже мы предлагаем вам несколько свободных зарисовок, которые позволят эскизно представить, что мы понимаем под словом интерсубъективность. Ваш доклад может как продолжить одну из них, так и начать новую!

Другой в речи и за ее пределами

La parole qui porte sur autrui comme
thème semble contenir autrui.
Mais déjà elle se dit à autrui qui,
en tant qu'interlocuteur, a quitté le thème
qui l'englobait et surgit inévitablement
derrière le dit [1].

Emmanuel Lévinas. Totalité et infini (1990). P. 212.


Один из самых известных путей рефлексии над интерсубъективностью был проложен феноменологической философией. В нашем размышлении об отношении к Другому мы не ограничиваемся только этим подходом, но признаем его значимость во многих аспектах: например, в дескрипции интерсубъективного опыта как допредикативного и долингвистического. Так, в Медитациях Эдмунда Гуссерля Другой схватывается на основе ассоциации живых тел и переноса собственной душевной жизни. Язык предстает здесь вторичным феноменом, который надстраивается над уже установленным изначальным отношением к Другому. Для Эммануэля Левинаса попытка определить Другого исходя из дискурсивной системы, из сказанного (le Dit), устраняет значимость обращения к нему и, в конечном счете, лишает его инаковости, ограничивая  набором терминов. Другой, который не может быть снят и поглощен речью, сам является источником речи как сказывания (le Dire), условием языка Я как ответа. 


Кажется, что эти размышления ставят замысел нашего форума в противоречивую позицию: как понять Другого в дискурсе о нем, если он всегда уже незбежно находится за сказанным? Может ли вообще Другой быть темой речи? Мы полагаем такую возможность, но только если перестроим наше восприятие речи. Увидим в ней не игру Я с собственными тавтологиями, но открытость и событийность. Услышать Другого не в сказанном, но в самом сказывании значит дать голос тому, кто прежде был его лишен. Мы хотим, подобно собственной речи Другого, "взорвать" самопонятность интерсубъективности и бросить вызов устоявшемуся смыслообразованию в поиске живого пространства языка. Нам важно услышать ваше высказывание на конференции.


[1] Речь, касающаяся другого как темы, очевидно, включает в себя другого. Но вот она обращается к другому, который в качестве собеседника вышел за пределы охватывающей его темы и неизбежно возник за сказанным.

Интерсубъективность
и коллективный человек

Возможно ли философствовать в одиночку? История философии знает немало примеров мыслителей, чьи идеи не вписывались ни в одну предшествующую традицию и выходили за рамки той культурной среды, в которой формировались. Впрочем, если вы решите самоизолироваться от общества в бочке, то и тогда какой-нибудь надоедливый македонянин будет мешать вам загорать на солнышке (или писать десятки метафизических трактатов о солипсическом субъекте…)


Это говорит об одном: философствовать в одиночку еще не значит творить философию, но, как скажет Антонио Грамши, «историческая личность отдельного философа выражается также в его активных взаимоотношениях с культурной средой, которую он хочет изменить, которая оказывает на философа обратное воздействие и, вынуждая его к постоянной самокритике, действует в качестве “учителя”».


Но на нашей конференции «учитель» — вовсе не тот, кто снижает оценку за неверно оформленный список литературы, от кого вы должны защищать свое исследование, но тот, кто сам готов стать «учеником», впитывая ваши идеи и развивая их вместе! Never Ending Conference – площадка диалога, в котором каждое индивидуальное высказывание может стать интерсубъективно значимым вкладом в «коллективного человека».

(Пози)/(нега)-тивная идентичность

«Идея состоит в том, чтобы переосмыслить реляционность жизни, регулярно заслоняемую классификациями, различающими разные формы жизни. В такую концепцию реляционности я бы включила понятие взаимозависимости и не только между человеческими существами»

Джудит Батлер. «Сила ненасилия...» (2022). С. 154.


Классические теории идентичности предполагают 2 схемы их формирования: негативную и позитивную. Негативная идентичность предполагает формирование моей самости путём логической негации, то есть идентичность «от»: Я не есть Другой, Я не есть Ты, Я не есть Они. Позитивная же идентичность, наоборот, усматривает общие черты, которые позволяет солидаризироваться моему Я с Ты, Другим и Они. Однако эти схемы содержат в себе изъяны: (а) негация не позволяет сформировать общность жизненного мира с Другими, поскольку они радикально отличны от меня самого (б) позитивная идентичность исходит из представления о наличии общности, в которую я вхожу, но не входят Другие, таким образом, в ней всегда имеются исключённые, которые присутствуют в своём отсутствии и создают условия существования моей общности. Однако можем ли мы переосмыслить (пози)/(нега)-тивную идентитарную логику и предложить нечто, что одновременно объединяет меня со всеми Другими, но не растворяет мою самость?

 
Джудит Батлер предлагает пересмотреть основания солидарности человеческих и нечеловеческих агентов. Критикуя политики идентичности, она предлагает реконцептуализацию социальной онтологии на основе взаимозависимости. Зависимость от Других есть фундаментальная черта жизни моего Я. Существование, психическое становление, социальная жизнь моего Я не могут существовать в вакууме. В таком случае Я должен не отрицать Других, но признавать конституирующую нас связь: первичны не Я и Другие, но наши отношения созависимости. Это не онтология автономных и субстанциональных субъектов, но онтология первичности универсальной созависимости не только человеческих, но и нечеловеческих агентов, а также окружающей среды.