Кеты — чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами. А православная вера не мешает им считать, что в период Творения они спустились на землю со звезд.
Первое упоминание названия «кеты» относится лишь к 20-м годам прошлого столетия. До этого народность, проживавшую вдоль берегов Енисея, называли енисейскими остяками или енисейцами. Это название впервые встречается в российских письменных памятниках XVII-XVIII веков, в период активного освоения сибирских земель. Тогда остяками называли большую часть северных коренных жителей: хантов, югов, селькупов, эвенков. Самоназвание народности «кето» происходит от слова «кет», что значит человек. Вместе с тем до революции отдельные общины кетов называли себя по месту обитания. Например, «утэрец» — имя жителей верховий Енисея, а «пгыуырец» использовали для общего обозначения семей с низовий реки. Часть этнонимов имеет принадлежность к названиям рек или типу местности обитания: кол'лдец — проживающие на реке Подкаменная Тунгуска, где «кол» обозначало название реки, а «дец» имело общее значение «люди». Аналогично образовались названия групп кетов «кас'дец» и «щбац'дец»: «живущие на песке» и «живущие в яру», соответственно.
Основная зона обитания кетов — северная часть Красноярского края. Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Порядка 20% кетов живет в селах Суломай Эвенкийского района и Сым Енисейского.
С приходом в регион русскоязычного населения и повсеместным внедрением принципов социального устройства советской власти большая часть кетов ассимилировалась или покинула родные края. В основном представители народности живут в смешанных деревнях, однако сохранились поселения, где число кетов преобладает. Среди них:
Кеты — одна из самых малочисленных северных народностей, численность которой, по данным переписи 2010 года, составляет 1220 человек. Начиная с 1959 года наблюдается увеличение числа жителей, максимальный показатель показала перепись 2002 года: 1494 человека. Больше всего представителей народности — 215 человек, живет в селе Келлог, расположенном на левобережье реки Елогуй.
В связи с безработицей, тяжелыми социальными условиями, алкоголизмом, высоким уровнем травматизма повышается смертность, а рождаемость, наоборот, падает. Так, сравнивая показатели 1991 года и 2001 годов, исследователи отметили, что число пожилых людей сократилось на 1,2%, а число детей — на 11,2%.
Во многом сокращению способствует неразвитая социальная обстановка: большинство детей отправляют на обучение в интернаты, расположенные в крупных городах. Многие из них после учебы не возвращаются на родину, оставаясь работать или продолжать обучение в региональных и районных центрах.
Уникальность кетского языка в том, что на сегодняшний день он единственный из живых представителей утерянной еще в XVIII-XIX веках енисейской языковой семьи. Ранее к ней относились родственные по строению и звучанию ассанский и аринский языки, на которых разговаривали другие народности, проживавшие на современной территории Красноярского края.
Кетский язык сложный для изучения и понимания из-за обилия глагольных форм, которых насчитывается несколько сотен. В диалектах важную роль играет интонационное ударение. Существует два основных диалекта кетов: сымский и имбатский, которые имеют значительные различия, однако принадлежат к одной группе. В XIX столетии значительная часть кетов утратила свой язык, перейдя на селькупский.
Интересно, что, несмотря на самобытность, лингвисты находят в языке поразительные переплетения с совершенно непохожими на кетов народностями. Среди них:
До 30-х годов сведений о наличии у кетов письменности не существовало. В этот период был создан алфавит на основе латинского, который в 70-х — 80-х годах был изменен на кириллический. Существует русско-кетский словарь, однако 98% представителей народности владеют русским на уровне родного.
Ученые всерьез опасаются за сохранение языка: к 2002 году им владело всего 30% кетов, однако постоянно в речи его использует лишь 1,5%. С конца девяностых годов прошлого века кетский начали преподавать в начальных классах местных школ. Однако высокий уровень миграции и обучение детей в интернатах оказывают негативное влияние на его сохранение.
До революции у кетов преобладали национальные личные имена, большая часть которых происходила из обычных бытовых слов, обозначающих названия:
Примеры подобных имен: Кугом, что значит «стрела» и Дирегет — «орел». Кроме того, у каждого кета было бытовое прозвище от соплеменников, которым его чаще всего и величали. Фамилии их произошли от родовых имен предков. Типичные варианты: Имляковы — Имла, Балдины — Баллна, Когоновы — Коуэт. Некоторые фамилии, как и прежде наименования общин, имеют топонимическое происхождение, например, Уленевы — Ул’гыт, Оленевы — Ол’гыт.
Основная версия происхождения кетов гласит, что их далекие предки жили здесь как минимум с первого тысячелетия нашей эры. В его конце они смешались с угроязычными тюркско-самоедскими народами, а также пришедшими из Азии кочевыми племенами. Это привело к миграции в верховья и низовья Енисея и расселению по его притокам. Так, на реке Кану осел народ котты, в низовьях Ангары — ассаны, а ближе к Красноярску поселились арины.
Предки кетов обосновались в низовьях Енисея, облюбовав его притоки, реки Кас, Бахту, Сым, Елогуй, Дубчес. К XI-XIII столетию отдельные кетские группы отделились и ушли выше по Енисею на север, где позже вошли в тесный контакт с эвенками, селькупами и хантами. Сохранение аутентичных особенностей вкупе с перениманием черт культуры и быта соседних народов и сформировали самобытную кетскую нацию.
В XVI-XVII веках началось активное освоение русскими царями Сибири, в том числе и земель, на которых исторически проживали кеты. Уже в те времена малочисленная народность не оказала сопротивления, полностью приняв новые правила жизни. Так, в 1607 году кеты вошли в состав Российского государства.
Власти наложили на все местное население ясак — натуральный налог в виде пушнины. Это заставило кетов во многом изменить уклад своей жизни, сменив кочевание на оседлый образ жизни. Исследователи, изучавшие жизнь нации в дореволюционный период, отмечали повсеместную нищету, голод, болезни, низкий уровень жизни и образования.
После революции кеты приняли советскую власть: на базе крупных поселений, силами местных жителей, образовывали колхозы и совхозы. Основным направлением их деятельности остались традиционные кетские промыслы: рыболовецкий и пушной, деревообработка. В это же время разрастаются оседлые поселения, в прошлое уходят чумы и землянки, сменившиеся добротными деревянными домами.
В 90-е годы ситуация в кетских деревнях стала приближаться к критической: каждый 3 житель не имел работы, часть из них вела полу-маргинальное существование. Однако отсутствие работы и «живых» денег привело к возрождению традиционных промыслов: сегодня 80% кетов занимается рыбной ловлей и охотой. Со времен СССР сохранилось огородничество, однако его практикуют далеко не все.
Антропологи считают, что формирование внешних признаков современных кетов началось еще в эпоху бронзы. В это время в южной части междуречья Енисея и Оби произошло смешение древних монголоидов с европеоидными представителями жителей Южной Сибири. Долгое время их относили к большому уральскому антропологическому типу, однако позже выделили отдельный енисейский.
Генетические исследования показали, что у мужчин доминирует гаплогруппа Q, которая говорит о связи с селькупами, туркменами и гуннами. Однако, как и у большинства кетов, у 60% южноамериканских индейцев встречается уникальная субклада Q1a. Это приводит ученых к мнению, что они имеют общих предков, часть которых во времена древних миграций перешла по Беринговой территории из Евразии в Америку, образовав в дальнейшем индейские племена. У женщин кетов преобладает гаплогруппа U4, которая связывает нацию с индоевропейцами.
К типичным чертам внешности кетов относят:
Внешне кеты напоминают американский индейцев, однако их черты лица имеют больше монгольского: скулы менее выражены, лицо более округлое, глаза небольшие.
Мужской и женский костюм кетов основан на одежде распашного типа. Основными элементами повседневного наряда были:
Мужчины свою одежду подпоясывали низко, короткими поясами. Женщины для этих целей использовали широкие пояса длиной до 20 м, которыми обворачивались несколько раз, чтобы одежда прилегала плотно. Одежду украшали вышивкой с национальными строго геометрическими орнаментами, защитными символами. В качестве материала использовался бисер, медные бляшки, бейки, меховую окантовку, бусины, нити из белого подшейного оленьего волоса.
На ноги летом надевали туфли-черки из кожи с круглым носом и коротким пришитым голенищем. Альтернативный вариант — доходящие до середины голени полусапоги из ровдуги. Для защиты от влаги и дождя сверху надевали шкурки гагары, снятые чулком. Зимнюю обувь делали из камуса — шкурки оленя с голени, которая не скользила. Сверху к ней пришивали суконное голенище, а внутрь клали сухую траву. Для тепла дополнительно надевали специальные чулки из сукна или ровдуги, мужчины часто крепили их подтяжками, вышитыми бисером.
Традиционный головной убор — платок из покупного ситца. И мужчины, и женщины носили его одинаково: сворачивали по диагонали и завязывали узлом под подбородком. Зимой охотники дополняли их меховыми налобниками из беличьих хвостов, чтобы сохранить голову в тепле, но не закрывать уши для лучшей слышимости. Традиционно же использовался меховой капор из оленьих или беличьих шкур, наподобие эвенкийского.
Интерес вызывает традиционная прическа:
Мужчина считался главным в кетском обществе, решал все социальные вопросы. Из числа мужчин выбирались старейшины, собиравшие ясак и назначавшие общественных торговцев, реализовывавших пушнину в других поселениях. Задача мужчины — обеспечить пропитание и жилье своей семье. Наследование происходило по мужской линии к младшему сыну, могло переходить к братьям покойного. Однако в случае, если близких родственников мужского пола не было, принять наследство могла жена.
Женщины играли в кетском обществе второстепенную роль. Они приходили в дом к мужу и брали на себя все заботы по ведению домашнего хозяйства. Больше всего в них ценились трудолюбие, кроткий нрав, хозяйственность, владение ремеслами. Им запрещалось участвовать во многих религиозных ритуалах, переступать через оружие: на всякий случай, перед охотой его специально окуривали, чтобы очистить от женского духа.
Этот обряд восходит к древней мифологии кетов, где жена верховного мужского божества Есь, которую звали Хоседэм, разгневала мужа. По поверью, она изменила ему с Месяцем, за что было свергнута из верхнего мира на землю. С тех пор она стала олицетворять зло, нагонять беды и несчастья, повелевать злыми духами. Однако женщин не обижали и не унижали, относились к ним с любовью, ценили, как матерей и жен.
Кеты жили небольшими одно- или двух-поколенными семьями, детей в которых было немного. По традиции старшие сыновья строили свои дома сами, дочери уходили в дома мужей, а младший сын наследовал все накопленное родителями.
Малые семьи чаще всего жили рядом со своими родственниками, образуя большие родоплеменные общины. Число чумов в них в среднем составляло 8 штук, однако встречались и крупные поселения до 30-40 чумов. Это объяснялось кочевым укладом жизни, когда зимние стоянки менялись на летние и наоборот.
Во многих родовых общинах строго запрещались браки между ее членами. В других же, наоборот, долгое время сохранялись пережитки левирата и сорората. Брачный возраст у девушек составлял 15-17 лет, у юношей — 17-19 лет. Поскольку свадьбы случались по сговору, часто девочка начинала жить в семье мужа в 11-12 лет. Случались и обратные ситуации: чтобы не отпускать из семьи рабочие руки, девушку не выдавали замуж до 20-25 лет.
Традиционное летнее жилище кетов — конусообразный чум из бересты, посаженной на тонкие прутья, скрепленные вверху специальными сучками или обручами. Зимой и в постоянных местах обитания строили полу-землянки, которые называли баннусами. Их укрепляли вертикальными столбами, верх покрывали землей, дерном или ветками, зимой делали ледяные окошки. Пол засыпали грунтом, сверху клали пихтовый лапник, который раз в 2-3 дня заменяли.
Жилище состояло из одной комнаты, в которой оборудовали открытый очаг, наподобие камина, который назывался чуваш. В центре находилось несколько низких столов из дерева, за которыми обедали. Летом часто жили в лодках-илимках: они отличались большими размерами, имели мачту и парус, а также довольно просторную каюту, обшитую сверху берестой. Она состояла из двух частей: в первой жили, а во второй хранили утварь.
Традиционные занятия кетов — охота и рыболовство. Последним занимались круглый год, однако основной улов приходился на лето, тогда же делали запасы на зиму: рыбу вялили, сушили и солили. Для ловли использовали сети и остроги, делали примитивные лодки-долбянки или усовершенствованные илимки с мачтами и каютой. Оленей разводили лишь в северных поселениях и использовали в качестве транспорта.
80% охотничьего промысла составляли белки: их пушнину использовали для погашения ясака и применяли в быту. Реже добывали горностая, колонка, соболя, используя для этих целей специальные сети с колокольчиками: этот метод они переняли лишь в XVIII столетии у русских.
Большую важность имела охота на диких оленей и лосей: в ремеслах и быту использовались их шкура и рога. Летом охотились на диких уток, ставили силки на глухарей. Для охоты использовали луки, с приходом русских повсеместно распространилось огнестрельное оружие.
Особое отношение было к охоте на медведя: на хозяина леса ходили целыми общинами, разделывали тушу в лесу, а шкуру отдавали охотнику, выследившему зверя. Затем устраивали большой праздник, во время которого ели медвежатину, исполняли ритуальные песни и танцы. Медведь был сакральным животным: считалось, что в его обличье приходят духи предков.
Высоких успехов кеты достигли в металлургии: изготовленные ими ножи и наконечники для стрел ценились во всем регионе. Мужчины занимались обработкой дерева и рогов, женщины шили из шкур и покупного сукна одежду, вышивали, делали домашнюю утварь из бересты, создавали меховые аппликации.
Формально кеты исповедуют православие, однако фактически оно тесно переплетено с традиционными верованиями. Считается, что христианство удалось закрепить в регионе еще в XVIII столетии, однако на деле его приняли лишь в конце XIX века, когда миссионеры стали трактовать священные тексты с учетом местной мифологии.
Кеты делили мир на верхний, где обитало верховное божество Есь, нижний, где жили люди, и подземный со злыми духами. О происхождении народа существует космологическая теория: кеты считают, что они прибыли сюда со звезд, в знак чего украшают свою одежду символическими знаками.
Шаманы в части селений играли факультативную роль: делали предсказания и занимались знахарством. В большей части общин они были незаменимы: участвовали в похоронных и свадебных обрядах, могли влиять на погоду, проводили ритуалы для успешной охоты.
Как и у многих других народов, у кетов особую ценность представляют похоронные и свадебные традиции, многие из которых сохранились до сегодняшних дней. Свадьба начиналась со сватовства: жених с родственниками привозил к чуму выбранной невесты котел с дарами: беличьими шкурками, украшениями, сукном. В случае положительного решения котел оставался нетронутым, при отказе его переворачивали вместе с подарками.
Решение о свадьбе принимали старшие родственники невесты. Далее происходило обсуждение со сватами размера выкупа, который составлял от 150 до 450 беличьих шкур: собирать его сторона жениха могла годами. Свадебный ритуал проводил шаман: он связывал косы жениха и невесты, после чего обходил вокруг них три раза, закольцовывая их общность. Во время свадебного пира муж и жена сидели в разных чумах, а их родные веселились, устраивали соревнования по стрельбе из лука и народные гулянья.
Похоронные обряды делились на традиционные земные и воздушные. Ко второму варианту прибегали, когда хоронили мертворожденных, детей до года и шаманов. Их заворачивали в оленьи шкуры, часто дополнительно клали в деревянный гроб. После этого тела умерших размещали на ветвях деревьев или в специально выдолбленных стволах. При похоронах в земле глубоко закапывали уважаемых и богатых людей, а у бедных могилы были неглубокими.
Отличительная особенность кетов — низкий рост. Его средний показатель составляет 140 см у мужчин и женщин, что делает кетов самой низкорослой нацией в континентальной части Евразии. Для сравнения, средний рост пигмеев, которые в общем представлении считаются самыми низкорослыми в мире, составляет 144 см.
Удивительным образом сохранившаяся аутентичность кетов на протяжении последних столетий находится под угрозой: с каждым годом все меньше представителей нации владеет родным языком и остается жить в исторической местности. Важная задача в этой ситуации — создание этнографических парков и улучшение социально-культурного положения народности.