В Ленинграде (Петербурге) о Лермонтове напоминают сохранившиеся до наших дней дома, в которых он жил или бывал, а также памятники поэту.
Пеший маршрут по значимым местам:
В 1910 году, накануне 100-летия со дня рождения Лермонтова, был объявлен конкурс на памятник перед зданием Николаевского кавалерийского училища на бывшем Ново-Петергофском проспекте (туда в 1839 году, получив новое название, переехала Школа юнкеров, в которой учился поэт). В 1912 году утвердили проект скульптора Б. М. Микешина, а осенью следующего года состоялась закладка памятника. Его открытие, предполагавшееся в октябре 1914 года, из-за начавшейся империалистической войны задержалось и состоялось лишь в мае 1916 года. Лермонтов изображен в форме лейб-гвардии Гусарского полка сидящим на скамье. Фигура поэта отлита из бронзы.
Приехав в Петербург, Лермонтов и его бабушка, Е. А. Арсеньева, остановились сначала именно у Н. В. Арсеньева, которого многочисленные молодые родственники называли «дедушкой». Здесь собирались по воскресеньям.
Позднее, в годы учения в Школе юнкеров, Лермонтов также бывал в этом доме, а затем останавливался здесь, приезжая в столицу из Царского Села.
Здание бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой Лермонтов обучался в 1832—1834 годах.
Во времена Лермонтова трехэтажное здание Школы состояло из главного корпуса, к которому примыкали два небольших флигеля. От них тянулась каменная ограда, охватывавшая значительную часть нынешней площади и формировавшая обширный двор внутри Школы. Ворота выходили на Синий мост. Против ворот находился главный, или парадный, подъезд со швейцарской и лестницей, уставленной касками, кирасами и карабинами. По соседству со швейцарской был обширный учебный зал для пеших учений, из которого выход вел в сад.
Время, проведенное в Школе юнкеров, Лермонтов впоследствии назвал «двумя страшными годами». Жизнь здесь была однообразной и суровой. Каждый день начинался барабанным боем и проходил в маршировках, верховой езде в манеже, военных походах и караульной службе. Среда, окружавшая поэта, была далека от тех интеллектуальных интересов, которыми привык жить Лермонтов. В это военное учебное заведение поступала большей частью молодежь из аристократических семейств, материально хорошо обеспеченная. Все свободное время проводилось в кутежах и светских развлечениях. И хотя Лермонтов принимал участие в разных шалостях и затеях, взгляды и понятия юнкеров-аристократов были ему глубоко чужды.
Помимо изучения военных дисциплин, выездов летом на лагерные учения и участия в осенних маневрах юнкера изучали и общеобразовательные предметы: словесность, математику, историю, географию и др.
В трехэтажном здании с колоннами по фасаду первого этажа (не так давно реставрированном с целью придать ему вид, близкий к первоначальному) в 30-х годах прошлого столетия помещалась модная кондитерская, где и составлялись многочисленные списки стихотворения Лермонтова.
Списки лермонтовского стихотворения попали в руки жандармов. Николай I также получил по почте один из них с надписью: «Воззвание к революции».
В трехэтажном здании, сохранившем по фасаду черты архитектурного стиля первой трети XIX века, Лермонтов находился под арестом после дуэли с Э. Барантом, состоявшейся 18 февраля 1840 года на Парголовской дороге, за Черной речкой.
Адрес этого дома указан самим Лермонтовым в показаниях, которые он давал, находясь под арестом за дуэль с Э. Барантом. Тут поэт жил до отъезда во вторую ссылку на Кавказ, то есть до начала мая 1840 года.
В это время он много писал и печатался. В трех номерах журнала «Отечественные записки» появились его стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен», «Журналист, читатель и писатель», повесть «Тамань». Вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени». Слава Лермонтова росла.