В годы второй мировой войны Новогрудчина находилась под немецкой оккупацией с 4 июля 1941 года. Одним из трагических событий начала войны явилось окружение частей Красной Армии в т.н. «Новогрудском котле».
На Западном фронте в начале войны Красная Армия понесла большие потери и была вынуждена отступить. К концу июня 1941 года фронт приближался к Новогрудку. На подступах к городу вели бои части 13-й армии. На дороге Лида — Новогрудок противника сдерживали 8 отдельных противотанковых бригад под командованием полковника И. С. Стрельбицкого. В Новогрудке дислоцировалась 27-я танковая дивизия под командованием полковника А. В. Ахманова, вновь сформированный 17-й механизированный корпус, штаб которого находился в Барановичах. Но, как вспоминал комбат М. В. Блюдов, танкисты вступили в бой с винтовками в руках, а также пехота и артиллерия, потому что танки не успели подобраться.
28-29 июня 2-я и 3-я танковые группы противника соединились и овладели Минском. Части 3-й (командующий генерал-лейтенант В. И. Кузнецов) и 10-й (командующий генерал-майор К. Д. Голубев) армий, отступавших из Гродно и Белостока, а также отдельные части 13-й армии попали в окружение. На 1 июля 1941 года в котле находились 11 неполных дивизий, которые организовали круговую оборону в районе Новогрудок, Столбцы, Налибоцкая пуща. Горячие бои развернулись на берегу Немана у Щерсовской и Любчанской переправ. Бойцы 24-й Самарско-Ульяновской стрелковой дивизии генерал-майора К. Н. Галицкого мужественно сражались в районе Любча, Кареличи и Столбцы. Несмотря на потери, дивизия сохранила дисциплину, организованность и боеспособность, с тяжелыми боями прошла по тылам противника более 500 км и 14 июля вышла из окружения.
Остатки 27-й танковой дивизии полковника А. В. Ахманова и бригады полковника Стрельбицкого соединились с группой генерал-лейтенанта И. В. Болдина, которая в течение 45 дней отступала из Белостока и сражалась в тылу врага, затем прорвала немецкий фронт, соединилась с регулярной армией, вывев из окружения 1654 вооруженных красноармейцев.
Только 4 июля в Новогрудок, центр которого лежал в руинах после сильных бомбежек, вошли немцы. Между тем вспышки сопротивления со стороны окружения продолжались в течение июля и середины августа 1941 года.
Командиры и красноармейцы, не сумевшие выйти из окружения, перешли к партизанским методам борьбы и составили ядро партизанского движения на территории бывшего Барановичского района, включая Новогрудок. Уже в 1942 г. действовали партизанские отряды А. Лявошки, М. Чайковского, В. Панченкова.
В декабре 1941 года в Новогрудке было создано 2 гетто. Первое находилось на улице Пересека (сейчас ул.Л.Сечко), второе – на улице Кореличской (теперь ул.Минская). После трех акций уничтожения евреев, оставшихся в живых в декабре 1941 года согнали в два гетто — на улицах Пересека (до июля 1942 года) и Кореличской (до осени 1943 года), огородили деревянным забором и несколькими рядами колючей проволоки.
В гетто на улице Пересека согнали около 8000 евреев со всего района. Узники гетто ремонтировали униформу для вермахта и шили одежду для немецкой гражданской администрации, не покидая стен лагеря.
В августе 1942 года под жилые бараки гетто были отданы мастерские и конюшни бывшего воеводского суда, в которые заселили более 500 человек на ул. Кореличской На работу выводили в город. К осени 1943 года в гетто осталось не более 350 узников. Когда пошел слух о том, что гетто скоро ликвидируют, люди решились на побег.
Побеги из гетто начались еще в апреле 1942 года.
В середине мая 1943 года последние уцелевшие узники гетто начали рыть подземный ход длинной 250 метров, выходящий за территорию гетто, и через пять месяцев, 26 сентября 1943 года, через него был осуществлён побег. Всего через туннель бежали 232 человека.
Более 100 спасшихся через тоннель евреев воевали в партизанском отряде Бельского, несколько десятков — в других отрядах.
Освобождали Новогрудок войска 1-го прибалтийского, 3-го, 2-го, 1-го Белорусских фронтов.
Первыми в Новогрудок вступили разведчики 858-го стрелкового полка под командованием начальника разведки капитана Баранова Ивана Петровича, затем бойцы 143-го особого гвардейского штурмового инженерно-танкового полка. В 14 часов в город вступили части 856-го стрелкового полка. К 19 часам город был полностью очищен о немецко-фашистских захватчиков.
За годы войны в Новогрудке и районе погибло свыше 45 тысяч человек. В городе было разрушено около 60% жилого фонда. Освобожден Новогрудок в ходе Белостокской операции 8 июля 1944 года.
Жителям Новогрудчины пришлось приложить много усилий, чтобы возродить свою Малую Родину. В результате 4-х бомбежек в городе было уничтожено 60% жилого фонда, в районе сожжено 48 деревень. Макеты 2-х деревень представлены в нашей экспозиции: деревня Паздерево, сожжённая в июли 1944 года, макет д.Куписк, сожженной в 1944 году. Д. Куписк сожгли за месяц до освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году. Из 212 дворов осталось 12. Убито и сожжено 29 человек. Карательную операцию совершали местные полицаи.
На данном стенде мы видим фотографию молодой девушки – Зинаиды Масловской. В годы войны она была партизанкой, попала в плен к фашистам. После пыток, которые длились целую неделю, Зинаиду вместе с другими заключенным вывезли за город в район д. Скрыдлево и расстреляли. Здесь же размещена фотография женщины, которая за годы войны потеряла 5-х сыновей - это Станкевич Вера Лукинична. До войны она жила в Кореличском районе. После войны до середины 1970гг. жила в Новогрудке.