Сафонова Анастасия

АНТОНОВ СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ

Мой прадедушка родился в деревне Болотово Великолукского района Псковской области. На момент начала войны ему было всего 13 лет. Его деревня была оккупирована немцами в июле 1941 года. В ней был организован концлагерь для военнопленных. Молодёжь в возрасте 12-17 лет эшелонами отправили в Германию. Среди них был и мой прадедушка. Однако, через несколько дней, ему и двум его друзьям удалось сбежать. Они решили вернуться домой. Им пришлось переходить от деревни к деревне, ночевать в лесу, добывать самостоятельно себе пропитание, прятаться от немецких патрулей. Через несколько недель ребята смогли прийти к своей деревне. Она всё ещё была захвачена немцами. Мальчишки хотели пробраться в деревню, чтобы узнать о судьбе своих семей, но их перехватили партизаны и переправили в тыл. Там ребята работали на военном заводе, делая снаряды для фронта. К своим семьям они вернулись летом 1943 года после освобождения Великих Лук от немецких захватчиков. В семье моего прадедушки в живых осталось пять человек из девяти.

АНТОНОВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

Моя прабабушка родилась и жила в селе Богородицкое Великолукского района Псковской области. Она была старшей из семи детей. В 1941 году ей было 19 лет. Когда в деревню пришли немцы. она и ещё несколько девушек собрали всех детей из деревни и спрятались вместе с ними в подвале церкви. Там они жили несколько месяцев. Это было страшное и голодное время. Немцы забирали все припасы. Чтобы прокормить себя и остальных детей, моей прабабушке и другим взрослым девушкам приходилось ночами пробираться на картофельное поле. Они набирали мешки картошки и тащили их по земле. Тащить приходилось ползком, ведь вокруг были немецкие патрули. Когда сил от голода было мало, она привязывала мешки к своим косам и просто ползла. Но в церкви тоже было небезопасно: по ночам на детей нападали крысы. Поэтому приходилось постоянно дежурить. Когда немцы оставили деревню, дети смогли вернуться в свои дома. Жить стало немного легче. Но при появлении немцев, которые приезжали за провизией, дети снова бежали прятаться в церковь. Так продолжалось два года. Только в 1943 году, когда Красная армия освободила город Великие Луки, семья моей прабабушки перебралась туда на его восстановление. К концу войны их осталось всего трое.

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

Великие Луки – город небольшой, но очень древний. Когда-то это было небольшое поселение, но расположенное в важном месте – здесь проходил путь «из варяг в греки». Местоположение во многом определило судьбу древнего города. Ратники из Великих Лук участвовали в Ледовом побоище, берегли оборонную линию между Смоленском и Псковом. Бои за город вели в разное время Стефан Баторий, оба Лжедмитрия. Город многократно разрушался и возрождался. Последний раз это произошло в годы Великой Отечественной войны.

Первый удар немецких войск Великие Луки приняли уже на 10-й день войны. Город в то время был небольшим, но на 50 тысяч населения в нем приходилось 51 промышленное предприятие. В первые же часы после нападения в Великих Луках был создан истребительный отряд. Главной его задачей была охрана предприятий, а позднее, когда большую часть оборудования вывезли в тыл – защита города. В этом бойцам истребительного отряда помогало народное ополчение.

Серьезное наступление на великолукском направлении гитлеровцы начали 17 июля. Благодаря преимуществу в живой силе и технике, через два дня немецкие войска вошли в город после напряженных уличных боев. Советские части перегруппировались и через 4 дня освободили Великие Луки, после чего началась череда атак и контратак. После месяца кровопролитных боев стало ясно, что защитникам города грозит окружение и плен, и советское командование приняло решение оставить город. 25 августа Великие Луки перешли под власть захватчиков.

Войдя в город, немцы начали наводить в нем свои порядки. Заработали комендатура и жандармерия, стал действовать лагерь для военнопленных. Условия в нем были те же что и в других концлагерях, разве что действовали надсмотрщики более жестоко и охраняли лагерь строже, ведь узниками были солдаты и офицеры советской армии. Лагерь несколько раз переводили из одного места в другое. Сначала из поселка Кунья в Великие Луки, потом в деревушку Рябики. Ежемесячно в нем умирали около 1000 человек.

Тем не менее, город сопротивлялся. В окрестностях активно действовали партизаны, совершая неожиданные диверсионные атаки и спасая горожан от угона в Германию. В самом городе действовала антифашистская подпольная группа. К сожалению, незадолго до освобождения города подполье было раскрыто. Почти всех его участников расстреляли на городском Коломенском кладбище.

Вскоре после начала контрнаступления под Москвой, советское командование приступило к подготовке операции по освобождению Великих Лук. Эта операция решала сразу несколько задач – позволяла подготовить плацдарм для наступления на Прибалтику, связывала немалую часть войск противника, не позволяя им пробиться к Волге, где как раз начиналась битва за Сталинград.

Почти в самом начале наступления части Советской армии прорвали линию немецких войск с флангов и взяли город в кольцо. В середине декабря начался штурм Великих Лук. Командование группировки впервые за время войны предложило немецкому гарнизону сложить оружие. Противник отказался, но после пары недель уличных боев комендант Великих Лук все-таки сдался в плен. В конце января 1943 года территория города была окончательно освобождена, но сам город был практически полностью разрушен. Уцелели лишь несколько домов, все остальное надо было отстраивать заново.

С тех дней прошло немало времени, и город восстал из руин. В Великих Луках чтут память тех, кто отдал жизни, защищая страну. Вскоре после победы в центре города был установлен бюст маршала Рокоссовского, который родился и вырос в Великих Луках. В этом же городе находится могила Александра Матросова, чье имя стало нарицательным для безоговорочного самопожертвования. В 1983 году Великие Луки были награждены орденом Отечественной войны.