Красносельские  кремнедобывающие  шахты

Красносельский Археологический Комплекс

 

Красносельский археологический комплекс - уникальное явление первобытной истории Беларуси. Четыре тысячи лет назад берег реки Россь, недалеко от Волковыска, там, где теперь стоит поселок Красносельский, был известным местом для многих людей самых далеких родов и племен. Их всех вела сюда потребность в камне – незаменимом материале для изготовления орудий труда, без которых древние люди не могли добывать пищу.

Дело в том, что разработка кремня под Красносельским велась поколениями на протяжении двух тысячелетий. Вообще-то кремень — не редкий камень. Но тут он был особенным. Благодаря меловым пластам камень под землей находился в основном во влажной среде и при обработке раскалывался на острые осколки, а не крошился. В результате получались ножи, топоры, скребки, наконечники для пик, стрел и копий, а также многие другие важные для человека эпохи неолита орудия труда.

Кремень образуется в результате оседания кремнезема с морской водой на дне водоемов, реже в трещинах горных пород (известняков, доломитов), глины и песчаников. Замечают в виде линз, пластов разной формы и размеров. В наше время древние шахты были найдены случайно во время разработки меловых карьеров. Исследователи определили, что тут было пробито около тысячи шахт. Все они засыпаны землей, песком.

Примерно 200000 лет тому назад могучий ледник вырвал с морского дна и продвинул на Гродненщину огромные глыбы мела. Ледник растаял, а мел продолжал лежать, засыпанный песком и илом. Одна из этих глыб, разорванная на части, залегает около поселка Красносельский, который расположен на правом берегу реки Россь в Волковысском районе. Осколки достигают двух километров в длину и несколько десятков метров в толщину. Сверху мел покрывает почва и тонкий слой песка. Местами порода выходит на поверхность. Жители окрестных деревень издавна копали мел для своих нужд. Затем возникло небольшое предприятие, со временем ставшее крупным цементным заводом. Началась интенсивная разработка залежей мела в качестве сырья для завода. Вместо изъятых пластов мела возникли озера на дне глубинных карьеров. Кремний находится в пластах мела,  задерживающего влагу, он мокрый и легко поддается обработке. Кремния много, он залегает пластами, реже россыпями. Пласты горизонтальные, так «положил» их ледник во время движения. На поверхности кремния тоже достаточно: но он сухой, в трещинах, и, следовательно, не пригоден для обработки. Свойства кремния были изучены древними людьми и для своих потребностей, и они добывали камень на глубине.

Сначала разработка велась открытым способом – вскрывался верхний пласт мела и доставался кремний. В неолите люди стали применять более усовершенствованный способ добычи – шахтовый. Копали  вертикальные ямы глубиной до 6 метров. Диаметр ямы составлял в среднем 1,5-2 метра. Найденные пласты камня начинали разрабатывать по ходу залегания системой подбоев, которые имели форму ниши шириной 60-70 см. Чтобы избежать обвала, между подбоями оставляли выступы породы. Близкие между собой выработки соединялись узкими ходами штреками. Между шахтами иной раз встречаются пустые, довольно большие камеры. Это были помещения, в которых люди отдыхали или прятались в непогоду.

В таких камерах сохранились остатки костров, у которых грелись шахтеры. Форма шахт зависела от размещения залежей кремния.

Кремниевую породу и кремень вытаскивали на поверхность в кожаных мешках. В шахтах встречаются толстые костяные иглы для сшивания и ремонта мешков. В некоторых шахтах были обнаружены горняцкие инструменты. Это были рога оленей, обработанные в форме койла. Встречались и более сложные орудия труда – кирки.

Внутри шахт, преимущественно в подбоях, обнаружены горняцкие инструменты из рога благородного оленя. Найдены концы сломанных орудий, оставшиеся в стенах. Наличие крупной костяной иглы на дне одной из шахт, где горняк обрабатывал конкреции (о чем свидетельствует скопление сколов и отщепов, а также сильно затертая часть ствола на уровне спины сидящего человека), возможно, указывает на то, 'что кремневые конкреции подавались наверх в кожаных мешках. 

В заполнении шахт найдено свыше 56 ООО обломков расщепленного кремня, преимущественно сколов с конкреций, попавших туда в процессе последующего, после эксплуатации, оползания выброшенной породы или умышленной засыпки их шахтерами при рытье новой шахты. Древние горняки оставляли в шахтах целыми лишь мелкие конкреции и конкреции неправильной формы, непригодные для орудий.

Самая первая обработка кремниевых заготовок проводилась непосредственно в шахтах, далее в специальных мастерских. Ими зачастую служили наполовину засыпанные шахты. За пределами залежей кремния на возвышенностях размещались сезонные поселки, где жили шахтеры.

В 1962 году во время разработки карьера на дне одной из выработок обнаружили захоронение шахтера. Благодаря мелу оно хорошо сохранилось. Покойник лежал на боку с подвернутыми ногами. Возле него стоял горшочек с нарезным орнаментом и костяная игла для сшивания кожаных мешков. Именно эта иголка и свидетельствовала, что это было захоронение древнейшего шахтера. Судя по форме горшка и его орнаменту – это был представитель племени культуры шнуровой керамики или боевых топоров, которое появилось здесь в конце неолита – начало бронзового века.

Мест, подобных этому, в мире сохранилось очень мало, единицы. Сегодня входы в эти древние подземные жилища, а по совместительству и «рабочие места» наших древних предков, законсервированы при помощи бетонных плит.