Посейдон

Посейдон

Краткое содержание мифа

Посейдон (в римской мифологии Нептун) – в греческой мифологии один из основных олимпийских богов. Когда Зевс, Посейдон и Гадес, свергнув своего отца Крона, бросили в шлеме жребий, кому быть владыкой неба, моря и мрачного подземного мира, оставив землю в общее пользование, то Зевсу досталось небо, Гадесу — подземный мир, а Посейдону — море. Угрюмый и сварливый Посейдон — столь же важное божество, как и Зевс, хотя и уступающее ему в силе, — сразу начал строительство своего подводного дворца недалеко от города Эги (Евбея). В своих огромных конюшнях он держал белых коней с медными копытами и золотыми гривами, а также золотую колесницу, с приближением которой мгновенно утихали штормы; колесницу, резвясь, сопровождали поднявшиеся со дна морские чудища. Властвует теперь над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем.

Желая получить супругу, которой бы нравились морские глуби, он стал ухаживать за нереидой Фетидой, однако после того, как Фемида предсказала, что, если у Фетиды родится сын, то он своим величием превзойдет отца, отказался от своих намерений и позволил ей выйти замуж за смертного Пелея. Прекрасная Амфитрита, другая приглянувшаяся ему нереида, дочь морского вещего старца Нерея, испугалась его ухаживаний и сбежала от него в Атласские горы. За ней отправились посланцы Посейдона, среди которых был дельфин, так искусно поведший дело, что беглянка не смогла ответить отказом и попросила его позаботиться о свадьбе. В благодарность Посейдон поместил изображение дельфина среди звезд в виде созвездия Дельфина.

Амфитрита родила Посейдону троих детей: Тритона (громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури), Роду* и Бенфесикиму, но причин для ревности у нее было не меньше, чем у Геры, чей супруг, Зевс, известен своими любовными похождениями с богинями, нимфами и смертными женщинами. Особенно возмутила Амфитриту связь Посейдона со Скиллой, дочерью Форкия, которую она превратила в чудовище с шестью собачьими головами и двенадцатью ногами, подбросив в тот водоем, где она купалась, волшебные травы.

Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушных его воле. Среди божеств и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Когда Посейдон на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, то расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу своему повелителю. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется Посейдон по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и сопровождают его колесницу. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами — и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега - синее, беспредельное. Среди божеств, окружающих Посейдона, вещий морской старец Нерей, знающий все сокровенные тайны будущего. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.

Также среди божеств моря можно выделить старца Протея, меняющего, подобно морю, свой образ и превращающегося по желанию в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы людям. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.

Посейдон жаждал овладеть земными царствами и однажды объявил о своей власти над Аттикой, ударив трезубцем по афинскому акрополю. В том месте, где трезубец коснулся земли, тут же забил родник, из которого потекла морская вода. Этот источник еще и сейчас можно видеть. Позднее, в царствование Кекропа, о своем владении Аттикой более спокойно объявила Афина — она посадила первую маслину около этого источника. Разгневанный Посейдон вызвал ее на поединок. Афина уже готова была принять вызов, но вставший между ними Зевс потребовал, чтобы спор был решен мирным путем. Спорящим ничего не оставалось делать, кроме как предстать перед судом верховных божеств, которые вызвали Кекропа для дачи показаний. Зевс не стал вмешиваться в этот спор, но все боги поддержали Посейдона, а все богини - Афину. Таким образом, большинством в один голос Афина получила право на владение Аттикой, как принесшая ей лучший дар. Раздосадованный Посейдон послал огромные волны, чтобы затопить Фриасийскую равнину, где расположены Афины - город богини Афины. Богиня нашла убежище в аттических Афинах, которые также назвала своим именем. Однако, чтобы как-то унять гнев Посейдона, женщины в Афинах были лишены права голоса, а мужчинам отныне запрещалось носить имена своих матерей.

Посейдон также оспаривал власть Афины над городом Трезен. На сей раз Зевс повелел разделить город между спорщиками, однако это решение оказалось неприемлемым для обеих сторон. Затем Посейдон безуспешно пытался отнять остров Эгину у Зевса и Наксос у Диониса, а в споре с Гелиосом за Коринф получил только перешеек Истм, тогда как Гелиос оставил за собой местный акрополь. В еще большей ярости Посейдон попытался отнять Арголиду у Геры и вновь был готов драться, отказавшись предстать перед судом богов из-за предвзятого, по его мнению, к нему отношения. В связи с этим Зевс решил передать дело речным богам Инаху, Кефиссу и Астериону, которые вынесли решение в пользу Геры. Поскольку Посейдону было запрещено мстить, как прежде, наводнением, он сделал как раз противоположное: он так высушил потоки своих судей-рек, что те совсем пересыхали летом. Однако, уступив Амимоне, одной из данаид, опечаленной такой засухой, он сделал так, что Лерна — река в Арголиде — текла постоянно. Посейдон хвалился тем, что создал коня, однако некоторые говорят, что при его рождении Рея отдала это животное на съедение Крону. Он также хвалился тем, что придумал уздечку, хотя до него уздечку придумала Афина, однако никто не оспаривает его первенство во введении скачек. Бесспорно также то, что кони были его священными животными возможно потому, что он пытался добиться взаимности от Деметры, когда та, безутешная, искала свою дочь Персефону. Говорят, что Деметра, уставшая и отчаявшаяся от бесплодных поисков, менее всего была расположена к любовным утехам с любым богом или титаном; она превратилась в кобылицу и стала пастись в табуне некоего Онка (сына Аполлона), царствовавшего в Аркадии. Однако ей не удалось обмануть Посейдона, который, превратившись в жеребца, покрыл ее. От этого возмутительного союза появилась нимфа Деспойна и дикий конь Арейон. Ярость Деметры была столь велика, что до сих пор существует местный культ "мстящей Деметры".

Образы и символы мифа

Посейдон - яркий пример древнейшего мужского хтонического божества, вытесненного позднее общественно-патриархальным лидером Зевсом, "царем и отцом родным", символом социальной структуры и иерархии власти. Мифы о Посейдоне создают образ стихийного, творческого, интуитивного, эмоционально богатого, но неуравновешенного, подчас жестокого и разрушительного человека.

Реализованный Посейдон - это мужественный, творческий, телесно мощный и сексуально-притягательный тип. Негативный Посейдон - образец "средоточия пороков", чревоугодник, любитель выпивки и женщин и т.д. Каким бы он ни был, ему свойственна некая чрезмерность, безудержное стремление ощущать явленный вещественный мир. Действие идет у него рука об руку с чувством и преобладает над размышлением. К окружающим он подчас относится как к врагам, которых нужно подчинить. К нему стягиваются люди, бессознательно напрашивающиеся на внутреннее "землетрясение". Его стихия - разрушение того, чему вышел срок. Если братья Зевс и Гадес олицетворяют извечное противоречие света и тьмы, то элемент Посейдона — вода. Никогда не обретающее покоя, вечное движение воды есть образ бесконечного потока жизни. Посейдон обуздывает, утихомиривает разнузданные бушующие силы природы, огромной силой своей сглаживает пенящиеся волны. Но стихия снова и снова восстает против своего господина. Именно из-за этого непокорства стихий Посейдон часто изображается как гневливый, легко выходящий из равновесия колосс.

Стоит отметить, что Посейдон имел связь с Деметрой, которая, возможно, дала имя и Посейдону (Поссийдан — «супруг богини Да»), намекает на бывшие узы с твердыней, землей, — ведь в конечном счете землей владели все три брата. Трезубец - знак власти Посейдона над морем обнаруживается как в индийской, так и в христианской мифологии. Во времена эллинизма при Александре Македонском нередко обнаруживаются подобные смешения западных и восточных религий и философий.

Три зубца символизируют положение бога моря между обоими братьями -непрерываемая связь времен: прошлого в царстве Гадеса, и будущего, которым правит Зевс. Таким образом, Посейдон — властелин настоящего. Властитель морей и рек, он властвует над приливами и отливами, над приходящей и убегающей волной, так напоминающей взлеты и падения в судьбе человека. Рокочущая накатывающаяся стихия воды — это есть образ необузданных человеческих страстей, любви и гнева. Посейдон вечно занят тем, что успокаивает волны, будь то волны моря или кипение страстей. Он также повелитель лошадей. Посейдона увлекает все, что быстро движется, и галопирующая лошадь вызывает перед ним образ стремительной, изменчивой и прихотливой волны. Рядом с Посейдоном — различные фигуры, связанные с лошадьми. К примеру, гиппокампони — «конь-чудище» или морские кентавры, которые наполовину лошади, а наполовину — змееподобные рыбы, оксаниды и нереиды Гиппо, Гиппоноя и Гиппотоя, по имени которых мы можем предположить, что в них было что-то от кобылиц. Один из любимейших сыновей Посейдона — крылатый Пегас (Посейдон обольстил Медузу, которая была когда-то прекрасной девушкой в храме Афины.) - олицетворение полета человеческого духа в неизведанные миры фантазии и творческого воображения. Священными животными Посейдона, кроме коня, считались дельфин и бык. В растительном мире Посейдону была посвящена сосна, употреблявшаяся для постройки кораблей.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Культ Посейдона связан с почитанием его как божества моря, источников и землетрясений. Храмы Посейдона главным образом воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства Посейдон изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), причем приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и чудовищ, или на быке, или на коне. Его лицо часто выражало гнев и возбуждение, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса.

Страбон сообщает, что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм Посейдону Асфалию — «дарующему безопасность». Посейдон почитался по всей Греции также как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, «древесным», и им обоим была посвящена сосна. Культ Посейдона Гиппия — «конного» преимущественно фессалийский. В Аргосе был храм Посейдона Проклистия — «причиняющего наводнение» в память спора Геры и Посейдона, когда отвергнутый аргосцами Посейдон наслал на Арголиду море. На акрополе у святилища Эрехфея ещё во 2 в. почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем Посейдона. В Трезене, несмотря на поражение Посейдона от Афины «могучей», почитают Посейдона «царя». Там же храм Посейдона Фитальмия в память бесплодия, посланного Посейдоном на землю, пропитавшуюся морской солью, и милости Посейдона, прекратившего гнев. Культ Посейдона всюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение.

Традиция праздников Посейдона в Северном Причерноморье восходит к архаическому периоду. На родине многих колонистов славилось святилище Панионион на мысе Микале; там двенадцать ионийских городов, в том числе Милет, метрополия множества колоний на Понте Евксинском, справляли общий праздник Панионии в честь Посейдона Геликонского. Выходцы из Ионии на своей новой родине продолжали поклоняться богу морей, помогавшему поддерживать связь со всем эллинским миром. Святилища Посейдона обычно находились у самого берега; поэтому сейчас трудно обнаружить их остатки, так как прибрежные части античных городов на Понте теперь оказались под водой. Праздники Посейдона в Ольвии и других колониях, живших по милетскому календарю, справляли в посвященном богу месяце Посейдонионе. Косвенным свидетельством о святилище Посейдона в Ольвии можно считать изображение трезубца, атрибута бога, на ольвийских монетах конца IV в. до н. э.; они, по мнению В. А. Анохина, чеканились в храме бога.

Сохранились некоторые предметы, употреблявшиеся на праздниках: терракотовые посвятительные алтарики ольвийского производства с рельефными изображениями Посейдона и его жены Амфитриты, а также фрагменты трех чернолаковых чаш IV–III вв. до н. э. с посвящениями богу. На одной чаше кроме его имени прочерчен также трезубец, а на другой посвящение сделано одновременно Посейдону и Деметре. Последнее указывает на то, что на ольвийских праздниках Посейдона чествовали не только как покровителя мореплавания, но и в его древнейшей ипостаси божества плодородия, почитавшегося наравне с Деметрой. Эпиграфические свидетельства о храмах Посейдона в Ольвии и Горгиппии относятся к римскому времени. Ольвийская надпись II в. н.э. сообщает о храме, посвященном наряду с Посейдоном и другим богам, а в сделанной в том же веке боспорской надписи говорится о восстановлении храма и постановке статуй только этого бога. Не случайно в Горгиппии ремонтом святилища занимался союз навклеров, владельцев кораблей, чья жизнь была особо тесно связана с морской стихией, подвластной Посейдону. Слова о восстановлении храма показывают, что он существовал и прежде, и там издавна отмечались праздники властителя морей.

Социальное значение мифа

Культ Посейдона был распространен всюду, где были велики влияние и роль водной стихии: в областях с богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления) и при море - т.е. во всей Элладе, с материком и островами. Посейдона чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была образована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ, представители которого считались славными наездниками и мореплавателями. Другим центром почитания Посейдона был Коринф, перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Навплии, Трезене, Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где Посейдон почитался как бог рек и коней, в Афинах, на острове Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 Ионийских городов) и пр.

Ионийские сказания о Посейдоне примыкают к циклу аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый - героизированный Посейдон. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию, трезубцем Посейдона (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики). По мере основания колоний культ Посейдона распространялся все шире и сделался повсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами. Посылая бури и крушения, Посейдон также успокаивает море, так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель, он чтился в Спарте, Арголиде, на Спорадских островах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но с разрушительной силой он соединяет созидательную; ему приписывается постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему поклонялись как богу пресных вод - рек, озер, источников и связанного с ними плодородия.