Масоны – это
совсем не страшно

ПЕШКОВ Вадим

Масоны – это совсем не страшно

Невское время, 1994, № 123, 1 июля


Тему «масоны и масонство» нельзя назвать новой – она неоднократно эксплуатировалась современными историками и писателями, и часто с единственной целью – заинтриговать читателей, поскольку само упоминание о тайных союзах «особопосвященных» до сих пор ассоциируется с чем-то мистическим, древним и могущественным. Широко распространена версия о том, что масоны играют важную роль в политических институтах многих стран мира, организуют перевороты, смещают правителей и т.п. Однако в действительности «масонство не так страшно, как о нем пишут», – считает молодой историк Николай Мазуренко, автор крупного исследования на тему «Зарубежная историография масонства», легшего в основу его выпускного дипломного сочинения.

Надо отметить, что это первая дипломная работа, посвященная зарубежному масонству, написанная выпускником исторического факультета за все время существования Университета. Диплом получил оценку «отлично», выпускнику предложено продолжить образование в аспирантуре.

Интересно, что все «тайные» сведения о масонах Николай Мазуренко почерпнул в петербургских библиотеках. Причем многие иностранные издания (на восьми языках) были исследованы во всем объеме впервые. В результате этой большой работы ему удалось узнать много любопытного, и он пришёл к выводу, что современные представления о масонских ложах как о тайных политических сектах ошибочно. Масоны всегда над–меж–пред- партийные объединения. Эти универсальные объединения могут преследовать самые различные цели.

Масонами были Джордж Буш и Николаэ Чаушеску, Елена Блаватская и Бертольд Брехт, Александр Пушкин и Александр Бенкендорф, Зигмунд Фрейд и Бенито Муссолини и многие другие, включая Уолта Диснея и основателя бритвенной фирмы «Джиллетт». Поэтому не стоит удивляться, что в масонских ложах одновременно числились Николай II, Керенский и Ульянов-Ленин (последний вступил в масонскую ложу в Париже), но это не помешало им вступить в борьбу друг с другом. В современной истории аналогичный прецедент произошел в Чили – генерал Пиночет и президент Альенде входили в один масонский союз. Но воля к власти оказалась сильнее тайной дружбы.

Изучение масонства в России после длительного перерыва было начато в 1970-х, а первые ложи появились в нашей стране в 1991 году. Тему масонства быстро монополизировала узкая группа авторов. Проведя собственное исследование и огласив его результаты, Николай Мазуренко нарушил эту монополию.

Дипломная работа и серия его публикаций в петербургской прессе (впервые он выступил в «Невском времени») – это только начало научного  исследования истории зарубежных масонов. Уже в этом году под редакцией Сергея Лебедева в издательстве «Мастерская» выйдет первая книга Николая Мазуренко – «Музыка и масоны».

Вадим ПЕШКОВ