Все, что мы знаем о голосе

Все, что мы знаем о голосе

Смеемся мы или плачем, радуемся или печалимся, без него никак не обойтись. Нежный, звучный, металлический, мягкий, вкрадчивый, властный, ласковый и Бог знает какой еще — голос озвучивает все мыслимые человеческие эмоции и состояния. Сам голос нередко оказывается убедительнее произносимых им слов. Энергия звуков помогает не самым красноречивым говорунам настоять на своем и победить враждебность и агрессию оппонентов.

« »

То, каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, младенец уже в раннем возрасте принимает за своеобразный эталон. Сейчас будущим матерям всерьез предлагают начинать занятия с ребенком еще до его рождения — разговаривать, петь песни и заводить ему музыку.


Несколько фактов о голосе

Тоновый диапазон человеческого голоса — от самого низкого до самого высокого его звука — обычно располагается в пределах от 64 до 1300 герц, причем разговорный, «бытовой» голос занимает примерно одну десятую этой шкалы. Не густо... Голоса певцов намного «больше».

« »

Мужские голоса обычно помещаются в двух с половиной октавах, женские — иногда выходят за пределы трех. Верхним пределом голосистых оперных примадонн принято считать фа третьей октавы в арии Царицы ночи из Моцартовской «Волшебной флейты».

« »

Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах. Для примера: шепот — это 30 децибел, а гневный окрик — 60. У оперных вокалистов сила звука доходит до 110-130 децибел, иначе они никогда не перекрыли бы многолюдный оркестр. Совсем рядом — сирена «скорой» и рев движков самолета (100-120 дБ). Тембр — особая, индивидуальная окраска голоса, зависящая от обертонов. Обертоны можно сравнить с цветовыми оттенками в живописи. У каждого голоса — свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то похожий на дактилоскопический оттиск.

« »



Профессионалы говорят, что самым что ни на есть певческим состоянием можно считать обыкновенный... зевок. Если зевнуть всласть, можно почувствовать, как язык распластывается, мягкое небо высоко поднимается, а гортань, наоборот, опускается. «Во рту — как в церкви, — говорит Вдовин, — а в церкви под высоким куполом, как известно, хорошая акустика». Теперь, выстроив акустику во рту, попробуй что-нибудь сказать или спеть «на зевке» — ты получишь некоторое представление о том, как извлекают звуки профи.