История Георгиевского креста

Знак Отличия Военного ордена был учреждён 13 (25) февраля 1807 года манифестом императора Александра I для награждения нижних воинских чинов. Награждённые числились при ордене, но не являлись кавалерами. Однако встречались и исключения: Александром I лично награждён генерал М.А. Милорадович за бой с французами в солдатском строю под Лейпцигом.

Уже в первых правилах, касающихся знака отличия, указывалось: «Он приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и в битвах морских. Им награждаются только те из нижних воинских чинов, которые, служа в сухопутных и морских русских войсках, действительно выкажут свою отменную храбрость в борьбе с неприятелем». Заслужить знак отличия — солдатский Георгиевский крест (назван так в 1913 г.) можно было, лишь совершив боевой подвиг, например, захватить вражеское знамя или штандарт, взять в плен неприятельского офицера или генерала, первым ворваться во время штурма во вражескую крепость или при абордаже на борт боевого корабля. Получить эту награду мог и нижний чин, спасший в сражении жизнь своему командиру. Награждение солдатским Георгием давало льготы отличившемуся:

  • прибавку трети жалованья, сохранявшуюся и при выходе в отставку (после смерти кавалера его вдова в течение года пользовалась правом на её получение);

  • запрещение применения телесных наказаний к лицам, имеющим знак отличия ордена;

  • при переводе кавалеров, награждённых Георгиевским крестом унтер-офицерского звания из армейских полков в гвардию, сохранение их прежнего чина, хотя гвардейский унтер-офицер считался на два чина выше армейского.

Первоначально Знак Отличия Военного Ордена имел одну степень. С 19 марта 1856 года императорским указом введены четыре степени знака. Получение старшей из них в обход младших было невозможным. Производился строгий отбор кандидатов, в связи с чем за полвека существования «солдатского Егория» его полными кавалерами стало только 2 000 человек.

10 августа 1913 года Император Николай II утвердил новый Статут комплекса наград, которые официально стали называться Георгиевскими, и из употребления было убрано упоминание Знак Отличия Военного ордена. Нумерация знаков с этого времени началась заново.

В 1915 году многие золотые и серебряные награды стали изготавливать из более дешёвых сплавов. Нововведение коснулось и Георгиевского креста, содержание золота в нём снизили до 60%. Раритетные экземпляры того времени можно определить по клейму с профильным изображением возле буквы «С» в слове «СТЕП». Серебряные образцы не изменились.

В 1916 году, в связи с тяжёлым экономическим положением, от использования драгметаллов пришлось полностью отказаться. Золото заменили томпаком (сплав меди с цинком), а серебро – мельхиором (медь с никелем). Об этом сообщали обозначения на поперечной крестовой планке: «ЖМ» и «БМ» соответственно.

Революционный 1917 год принёс ещё одно важное изменение – Временное правительство разрешило награждать «солдатским Егорием» офицеров, проявивших «беспримерную храбрость в боевой обстановке». Георгиевская лента в этом случае украшалась золотой или серебряной лавровой ветвью, в зависимости от вручаемой степени.

Народный знак отличия в период февральской революции активно использовали в политических целях. Так, «Егорием» II и IV степени наградили премьер-министра Александра Керенского с формулировкой: «Неустрашимому герою, сорвавшему знамя царизма». С приходом к власти большевиков наиболее демократическая из всех императорских наград была упразднена вместе с остальными.

Культовую награду Российской империи – Георгиевский крест можно назвать орденом солдатской славы. Его носили с гордостью, как символ высшей доблести. Среди кавалеров «Егория» были выдающиеся отечественные военачальники: Семён Будённый, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Родион Малиновский и Сидор Ковпак.