Эмоции как формат сообщения

Если на вас рычит кот, то вам понятно, что он вам угрожает. При этом вы пытаетесь оценить ситуацию и предположить, чем вызвано такое поведение.

Обратите внимание - кот, ничего вам не сказал, он так себя повел, что вам стало понятно его состояние, и вы стали додумывать чем это состояние вызвано. Вы поняли, что кот чем-то недоволен. Вы начали думать о том, что тут делает кот, что тут делаете вы, кто кому мешает? Если вы обладаете хоть каким-то жизненным опытом, то подумаете, как вообще в этой ситуации должен вести себя кот, как должны вести себя вы и т.д.

Если кто-то издает звуки похожие на плач, то вы понимаете, что вам показывают свою беспомощность. И далее происходит все тоже самое - вы оцениваете ситуацию, то, что вам известно о причинах правилах поведения, следствиях и причинах и т.д. Это происходит каждый день, много раз, и с животными, и с людьми. Названий этому придумано много, невербальное поведение, эмоции, но суть процесса всегда одна и та же - восприятие состояния и додумывание чем оно вызвано. Все это происходит автоматически за доли секунды.

Не только люди, но и животные, воспринимая чье-то состояние, понимают, что это за состояние и думают о том, чем оно вызвано. Все они лезут себе в память, пытаются сопоставить увиденное со своим опытом, как вообще должно быть и т.д. Только у животных эмоции и ситуации по проще, а у людей всего этого намного больше.

Есть виды животных с эмоциями понятными другим видам, рычание например, но есть животные с эмоциями которые другие виды понять не могут. Например, крокодилы должны как-то понимать ситуации между собой, но нам трудно заметить какие-либо изменения во внешности этих древних рептилий. Тут надо добавить, что в природе для демонстрации своего состояния окружающим используется почти все - мимика, позы, звуки, запахи, свет, цвет, последовательность движений и т,д.

Есть виды, которые не заботятся о своем потомстве. Если такие родители не отличат детей от еды, то на этом жизнь и закончится. В итоге выживали те виды, у которых появилась связь с потомством. Родители научились распознавать своих детей по звукам, запахам и поведению. Кажется, что

такой расклад нужен только хищным видам. Но, во-первых, очень многие виды за время эволюции меняли свой рацион. А во-вторых, связь в стаде травоядных — вещь тоже не лишняя. Если антилопа увидит хищника, ее эмоциональный вывод будет доступен всему стаду.


Эмоции — это самый древний язык. Это все равно, что соединить организмы по беспроводной связи. Можно не уметь разговаривать, можно даже быть животным, но при помощи эмоций можно знать состояния окружающих. Мы не только чувствуем состояние другого существа, но и пользуемся результатами его наблюдений. Нам это кажется обычным явлением. Но похоже еще до Интернета, природа нашла способ соединить организмы в одну сеть. Нервная система обрабатывает наблюдения и создает соответствующее состояние, которое могут понять окружающие.

Мы можем читать эмоции у животных. Вероятно, они тоже на это способны. Чем дальше от нас вид животного, тем труднее разобрать его эмоции. Известны случаи, когда ребенок воспитывался животными. И именно язык эмоций, позволял ему выжить в такой компании.

Если нам больно, это поймут окружающие. Если страшно, это тоже все поймут. В условиях природы сомневаться в эмоциях не нужно. Поэтому люди эмоциям доверяют больше, чем словам.

Если люди слушают человека, они сначала обращают внимание на его состояние. Если уверенность есть, то появляется доверие. Но после этого совершенно не обязательно люди будут разбираться в нюансах подаваемой информации. Для очень многих вывод будет выглядеть так: если человек уверен, значит он обдумал сказанное, и он прав. Именно так получается, что лидерами иногда становятся люди типа Гитлера.

В нашей культуре принято противопоставлять эмоции и логику. Считается, что если человек поступил эмоционально, то логики в этом нет. Наоборот, эмоции появляются именно тогда, когда наш организм посчитает,

чтопоявление эмоций логично и рационально. А если вы поступаете как другие, например бежите, когда все побежали, то вы тоже поступаете рационально предполагая, что все побежали не просто так. Или вы верите кому-то потому, что верят все, это все потому, что в природе лучше обмануться, чем отреагировать не вовремя и быть съеденным.

Для выживания ребенку достаточно заплакать, чтобы намекнуть родителям о своем состоянии. Сообщение расплывчатое, но это больше чем ничего. Из-за неточности этого сообщения кажется, что оно нелогично. Но логичность и неточность — это не одно и то же.

Для наблюдателя, чужие эмоции это как ребусы, которые нужно разгадать. Нам очень привычно решать эти задачи и мы, сохраняя привычную нагрузку на мозг, переносим эти ребусы в другие способы общения. Например: слова «зло» и «добро» — это эмоция в словах. Не возникает никаких проблем с тем, что эти слова не несут ничего конкретного. Мы по привычке берем это обобщение и воспринимаем как оно есть. Ведь в природе эмоциям принято верить. В природе нет значений для этих слов, как и для многих других. Это также касается всяких знаков типа свастики, серпа и молота, флагов и прочих расплывчатых сообщений. И, несмотря на неполноценность таких эмоциональных сообщений, нам все равно привычнее общаться такими намеками. А без таких намеков, сообщения кажутся нам скучными, ведь додумывать в них нечего и нет никакой интриги.

Обычно имеются возражения к тому, чтобы называть эмоции языком. Например: гордость, это эмоция, но у животных таких эмоций нет. Да, действительно у животных таких эмоций пока не замечено, но их не было и у людей с самого рождения. В этом языке главное не количество состояний, а формат сообщений. Этот формат предусматривает показать, намекнуть на наличие каких-либо обстоятельств, вызвавших эмоцию. И люди придумывают новые виды состояний в этом формате.