Когомологии пучков и графовые нейросети
Многие системы в окружающем нас мире состоят из множества частей, между которыми есть какие-то попарные взаимодействия/связи – такие структуры люди кодируют графами. У таких систем могут быть сложные свойства, которые интересно уметь предсказывать – свойства глобальные (свойства системы/графа в целом) и локальные (свойства каких-то отдельных элементов системы – вершин графа). Машину можно научить предсказывать такие свойства на основе данных о такой системе – в современном машинном обучении эту задачу решают графовыми нейросетями (GNNs).
По сути графовая нейросеть – это итеративный процесс, в котором вершины графа обмениваются информацией со своими соседями (напоминает диффузию, верно?), после чего эта информация нелинейно преобразуется (тут уже не очень напоминает диффузию). В процессе обучения эти (параметризованные) нелинейные преобразования должны скомбинировать информацию так, чтобы с наименьшей ошибкой предсказать желаемое свойство.
Несмотря на свою экспрессивность (нейросети могут быть приближением очень широкого класса нелинейных взаимодействий на графе), современные GNN все же имеют некоторые ограничения (о которых я постараюсь сказать). В попытке преодолеть эти ограничения люди придумали рассматривать нейросети на более богатых объектах, чем графы – на пучках, хорошо известных геометрам и топологам.
Пучок (над графом) – это граф, в вершинах которого “сидят” векторные пространства. Переход по ребру из вершины в вершину задает линейное отображение между этими векторными пространствами. Если граф мыслить как дискретный случай гладкого многообразия, наш пучок – это векторное расслоение гладких функций на нем, а эти “сидящие” на ребрах линейные отображения – дискретный аналог связности в этом расслоении.
Основная идея современных “пучковых” GNN (Sheaf GNNs) – в том, что эти (локальные) отображения связности можно “выучивать” из данных на графе, после чего обмен информацией между вершинами будет представлять собой уже “пучковую” диффузию, Neural Sheaf Diffusion (но снова с нелинейностью) – тут возникнет оператор Лапласа и когомологии (де Рама).
Я постараюсь доступно рассказать об этих вещах и показать воодушевляющие современные результаты (увы, не свои) таких пучковых GNN в сложных задачах на графах.
Введение в путевые гомологии
Доклад будет посвящен одному из современных способов алгебраического анализа графов - путевым гомологиям.
Рассмотрим ориентированный граф Г. По нему мы можем простроить векторные пространства A_n, базисами в которых будут все пути длинны n, и набор отображений d:A_n->A_n-1. Немного доработав эту конструкцию мы можем получить настоящий комплекс группы гомологий которого называются путевыми. Оказывается, полученные группы обладают рядом естественных свойств, например сохраняются при гомотопиях.
В докладе мы сначала обсудим почему нам вообще нужны какие-то новые гомологии, потом честно построим путевые гомологии, разберем их основные свойства и посчитаем путевые гомологии для некоторых графов. В конце если останутся время и силы, то обсудим как это все применить в реальной жизни.
Для понимания происходящего достаточно быть знакомым с линейной алгеброй и представлять себе что такое граф.
Интегральные операторы, направляющие функциии и периодические решения дифференциальных включений на некомпактных группах Ли
Сначала кратко описываются необходимые предварительные сведения - многообразия, группы Ли, многозначные отображения, топологический индекс и т.д.
Затем на основе конструкций, связанных с этими понятиями, приводится теорема существования периодических решений полунепрерывных снизу дифференциальных включений на некомпактных группах Ли.
Изометричные вложения римановых многообразий
В своём докладе я расскажу классический и удивительный результат Нэша, который далее был обобщен Кейпером. Я расскажу об идеи доказательства теоремы Нэша-Кейпера, а также, если останется время, расскажу про развитие идей в современном контексте гидродинамики
h-векторы симплициальных комплексов
Рассмотрим симплициальный комплекс К размерности n-1. Мы можем посчитать у него количество k-мерных граней f_k и скомпоновать, так называемый, f- вектор комплекса K: f(K)=(f_{-1}, f_0, …, f_{n-1}). Оказывается, что работать с f-вектором не всегда удобно, поэтому человечество придумало умножить вектор f(K) на невырожденную матрицу, составленную из чисел (-1)^{j-i}C^{n-i}_{j-i}, и получить h-вектор h(K)=(h_0, … h_n). Указанная матрица возникает из известного соотношения Дена-Соммервиля. h-вектор несет в себе столько же информации, сколько и f-вектор, однако при рассмотрении определенных классов симплициальных комплексов он обладает замечательными свойствами. Например, известна g-теорема, классифицирующая всевозможные h-векторы симплициальных многогранников:
(McMullen-Billera-Lee-Stanley)
Целый положительный вектор (h_0, … h_n) является h-вектором некоторого симплициального многогранника, если и только если выполнены следующие условия:
1) h_0=1
2) h_i = h_{n-i} (соотношение Дена-Соммервиля)
3) h_{i+1}-h_i ≤ (h_i-h_{i-1})^{<i>} , i=1, 2, …, [d/2]-1
В 2018 году Karim Adiprasito обобщил этот результат на случай, когда K — рационально гомологическая сфера.
В докладе я дам все необходимые определения, расскажу о различных способах получения h-вектора, его интерпретации как чисел Бетти некоторого многообразия и приведу общие черты доказательства g-теоремы в случае многогранников.
Про поверхности, степень отображений, гомологии и разветвленные накрытия
Пусть даны две замкнутых поверхности M и N и непрерывное отображение f:M→N. Продеформируем и разгладим f так, чтобы почти вся поверхность N была покрыта минимально возможным числом слоёв. Это число называется геометрической степенью f, обозначим его Deg(f). Для ориентируемых M и N степень можно вычислить алгебраически, но для неориентируемых это не всегда возможно.
Оказывается, имеет место неравенство χ(M)≤Deg(f)·χ(N). Здесь χ обозначает эйлерову характеристику, например для сферы с g ручками она равна 2-2g. Хотя поверхности и эйлерова характеристика часто возникают в начальном курсе топологии, данное неравенство обычно даже не упоминают. Мы попробуем разобрать несколько подходов к его доказательству, не все из которых доводятся до конца, по пути нам встретятся накрытия (разветвлённые и не очень), фундаментальная группа, гомологии, форма пересечений и многое другое.
Несмотря на обилие страшных терминов в заглавии, я постараюсь сделать рассказ доступным широкому кругу слушателей, для понимания достаточно иметь интуитивные представления о непрерывных отображениях.
Устойчивые гомологии и топологический анализ данных
Пусть у нас есть некоторое облако точек. Что можно сказать о его топологии? Наверное, мало что.
Но что если облако точек взято с некоторого скрытого многообразия? Как тогда по набору точек оценить его топологию? Оказывается это все можно сделать с помощью устойчивых гомологий -- одного из центральных методов топологического анализа данных.
В своем докладе я расскажу основы устойчивых гомологий и топологического анализа данных, а также про их приложения в реальной жизни.
Приложения топологического анализа данных в нейробиологии
Мой доклад в первой половине будет опираться на определения, изложенные в докладе Павла. Мы сразу же покажем то, как устойчивые гомологии помогают решать конкретные прикладные задачи и даже смотреть на одни и те же данные немного с разных сторон. Мы поговорим о том, какие ещё есть способы интерпретировать данные и что такое кривые Бетти.
Вместе с тем мы поговорим о перспективах применения топологического анализа данных за пределами устойчивых гомологий, например, в теории путевых гомологий и также нечётких множеств.
Далее мы продолжим говорить о свойствах сетей и гиперсетей и как топологический анализ данных может сыграть свою следующую роль и здесь, а также обсудим, какие недостатки есть у существующих подходов.