Бабкин Геннадий Витальевич

(ghosttgn@gmail.com)

Россия, Таганрог,

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)

«Ростовского государственного университета (РИНХ)»


ЗАВОД ИМЕНИ А.А. АНДРЕЕВА Г. ТАГАНРОГА И ЗАВОДЧАНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


22 июня 1941 года мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением гитлеровской Германии. Через два дня таганрогская газета «Правда» писала: «Мы не можем надеяться на легкую победу. Мы знаем, что победа над фашизмом, над чужеземными ордами, вторгшимися в нашу страну, будет труда и потребует от нас немало жертв» [3, с.1].

Все трудящиеся Таганрога в одном ряду с советским народом встали на борьбу с захватчиками. На фронт помимо мобилизованных, уходили и многие добровольцы. Среди которых были и металлурги таганрогского завода им.А.А. Андреева: заместитель начальника цеха В.И. Калибатовский, электрик К.И. Кузьмин, начальник мартеновского цеха В.Н. Соколов и др. [1, с.122].

На митинге у стен завода рабочие и служащие металлургического завода заявили: «Все наши силы отдадим на помощь нашей доблестной Красной Армии и флоту, на разгром врага, на борьбу за нашу свободу!» [2, с.18].

Завод им А.А. Андреева также в кратчайшие сроки был переведен на военный лад и выпускал броневую сталь[1, с.123].

Соблюдая правила светомаскировки, город с вечера погружался в глубокий мрак, изредка разрываемый ярким заревом мартеновских печей. Но никакая угроза бомбардировки не могла остановить металлургов, которые не покидали завод и отдых проводили в специально оборудованных комнатах.

Работать приходилось из-за себя и за тех, кто ушел на фронт около трех норм за смену давали рабочие И. Гречко, В. Дрогилев, Г. Ковтун [1, c. 123].

Однако в начале октября 1941 года бои шли уже на подступах к Таганрогу, и немцы уже прорвали оборону, продвигались к городу. Металлурги, выполняя приказ наркома черной металлургии, начали эвакуацию завода.

По воспоминаниям главного инженера завода А.А. Конькова «наиболее ценное оборудование надо было демонтировать, погрузить в вагоны и направить в глубокий тыл с тем, чтобы там наладить производство металла для фронта. Срочно был создан штаб по эвакуации. Исключительно в короткий срок нужное оборудование было демонтировано, поставлено на колеса и отправлено в город Каменск-Уральский на Синарский трубный завод, а частично – в город Челябинск. С оборудованием уехали и многие металлурги» [1,c. 123].

Вот как вспоминает это время начальник участка листопрокатного цеха И.Е. Шабалин: «В первых числах октября, мы узнали, что бои идут под Мариуполем. Я не был дома четыре дня, все это время находился на заводе. Здесь работал штаб по эвакуации. Кроме того, осталась ещё оперативная группа из 22 человек. Они должны были в самый последний момент взорвать то, что невозможно было увезти. Раз десять ставили запальники и опять снимали их. Все никак не могли, определить пора или не пора. Наконец решили: пора.

Взорвали мы ножницы, мотор, компрессор…Кинулись бежать в порт. Дошли до проходной и видим: по шоссе ползут немецкие танки. Мы назад, к главной проходной. Побежали через весь город к морю. Пришли в порт. Там катер. Отплыли. У маяка появились немецкие автомашины и пехота. Мы дали по ним очередь из пулемета. Оттуда ответили беспорядочной редкой стрельбой. Мы взяли курс на Азов, Уходить было тяжело….» [1, c. 124].

17 октября 1941 года Таганрог был занят гитлеровцами. Наступили страшные дни фашисткой оккупации.

Вскоре оккупантами был вывешен приказ о наборе рабочей силы на металлургический и котельный заводы[2, c.14].

Бывший кочегар первого трубного цеха К.А Баранник так вспоминает об этом черном времени: «Жили мы с женой в маленьком домике. В нем было две двери: одна на улицу, другая в огород. Ловили нас немцы днем и ночью. Бывало, спим, и вдруг стучат, в окно. Я говорю жене: «Иди в коридор и стучи дверьми, только не отпирай скоро».Она идет к одной двери, а я к другой, той, что на огород. Так мне и удавалось скрываться от немцев» [1, c.125].

С первых дней оккупации, была создана подпольная организация металлургического завода во главе с В.Г. Варфоломеевым, которые умело, проводили пропаганду и агитацию среди населения, несли слово правды о положении на фронтах и неизбежном разгроме врага[1,с.125]

Группа литейщиков: Галицкий, Торский, Мозговой, выпускала бракованные печки-буржуйки, с помощью которых немцы пытались отогреть своих солдат[1, c.126].

В апреле 1942 года, согнав прикладами рабочих перед трубосварочным цехом №1, они на глазах расстреляли Л.А Демина, В.Л. Погорелова, А.Г. Склярова и В.С. Лукащука, обвинив мужественным патриотов в организации саботажа на заводе[2, с. 14].

Необходимо отметить имя бывшего металлурга завода матроса Ивана Карповича Голубца. В осажденном Севастополе 25 марта 1942 года, когда после артобстрела загорелся один из кораблей,И.К. Голубец бросился туда. Выбрасывая за борт глубинные бомбы раздался взрыв, и ценой своей жизни, он спас боевых товарищей [2, с. 16].

Вот так, металлурги Таганрога жили в оккупации до 30 августа 1943 года, когда разгромив группировку немецких войск, советские войска овладели городом Таганрогом [1, c. 128].

Почти два года город находился в оккупации, в развалинах лежал металлургический завод. Трудно было даже разобраться в нагромождении камня, стекла и железобетона. В иной цех и пройти нельзя было, так как все входы были завалены обрушившимися стальными конструкциями и кирпичом.

Список источников и литературы

1. Булгаков В., Зайцев Е., Потапов Н. Пламя, металл, люди. – Ростов-на-дону: Ростиздат,1972.

2. МищенкоВ.П. Тагмет, 1896-1996.– Таганрог: Клеор,1996.

3. Таганрогский филиал Государственного архива Ростовской области (ГАРО). Ф-2. Оп.1. Д. 4 Л. 1.