В Гродненской области в годы Великой Отечественной войны карательные операции были проведены в более чем 20 деревнях. Одна из таких − деревня Шауличи в Волковысском районе. Населенный пункт, повторивший трагическую судьбу Хатыни, 7 июля 1943 года был стерт с лица земли. Фашисты не пощадили никого, все 366 односельчан, из которых 120 детей, были расстреляны, а их дома разграблены и сожжены дотла. Из пепла деревня не возродилась.
Пока купальская ночь 1943 года плавно растворялась в рассвете, на деревню Шауличи надвигалось несчастье. Война шла по основным дорогам. Шауличи же находились в стороне, поэтому к 1943 году военные действия ее практически не затронули. О том, какой кошмар и ужас вскоре предстоит испытать каждому жителю деревни, никто и подумать не мог. На шоссейной дороге Волковыск−Пески, которая проходила рядом с населенным пунктом, группа партизан, устроив засаду, убила немецкого медицинского врача-офицера и тяжело ранила его водителя. Выживший смог доползти до ближайшей деревни Свинашки, теперь это Звездная, и сообщить о случившемся. Реакция последовала незамедлительно. Выяснением всех обстоятельств гестапо Белостока себя не обременяло. В деталях происшествия никто не разбирался, виновных не искали, сразу избрали радикальный способ расплаты. Уничтожение мирных Шауличей стало местью карателей ничего не подозревавшим местным жителям. Почему именно Шауличи? Есть неподтвержденная версия, что сразу после обстрела партизаны проходили через эту деревню, либо заходили к кому-то. И этого оказалось достаточно, чтобы совершить бесчеловечное преступление − сгубить сотни жизней
7 июля 1943 года… Ни свет ни заря мужчины и женщины уже на ногах: одни собирались на утреннюю косьбу, вторые хлопотали по хозяйству. Они даже не подозревали, в каком адском котле окажутся. В сторону деревни уже шел отряд карателей немецкого гарнизона, расположенного в Волковыске.
Свидетель страшных военных событий, партизан Иван Подварков в своей документальной повести «Незабываемые дни» писал: «…Ранним утром, когда заботливые хозяйки едва поднялись, чтобы выпустить коровенок на ранки, когда беспокойные косцы готовились к выходу на зеленые луга, деревню внезапно окружили каратели. Как гром среди ясного дня, обрушились они на спящих жителей. Взламывали двери непослушных хозяев, врывались и все сокрушали на своем пути…».
Гестаповцы и полицаи плотно, в три кольца, окружили деревню. Задача стояла четкая: смотреть, чтобы ни один человек из деревни не убежал в лес, и чтобы оттуда на выручку обреченных на смерть жителей не пришли партизаны. Любые попытки спасения пресекать: расстреливать всех без предупреждения.
Врываясь в дома сельчан, каратели начали выгонять их на улицу. Сверив жителей со списками, разделили на группы. Женщин и детей закрыли в школе, стариков и подростков − в сарае. Случайных гостей они выгоняли за оцепление. А мужчин заставили копать огромные ямы: одну в начале деревни, а вторую в конце. Вскоре затрещали автоматные очереди. Каратели действовали хладнокровно. Выводя людей из построек, подводили их к краю вырытых ям и безжалостно расстреливали. Раненные и убитые люди падали друг на друга. Не щадили никого.
В этот день от пуль оккупантов погибли 366 человек, в том числе 120 детей. Самому младшему жителю деревни было всего два дня от роду. Учинив настоящее зверство, немцы засыпали всех землей. А дальше принялись спокойно вывозить из домов все ценное. На окраине деревни наготове уже стояли подводы.
Награбленное вывезли, а хаты с пристройками подожгли. Яркие столбы пламени высоко взметнулись вверх, ветер разносил по сторонам черные клубы дыма. Шауличи горели больше суток.
Вот как выглядела выжженная деревня Шауличи в 1950 годы.
Снимок сделан по заказу Волковысского музея.
О том, что деревню сожгли, немцы сообщили в Волковыске, они расклеили объявления. И знакомые, родственники, друзья убитых в Шауличах поспешили в эту деревню. Их не пускали туда несколько суток. Следующей ночью после убийства начался дождь. Он шел и следующий день, и следующую ночь, земля раскисла – эта черная обожженная земля. Некогда пышущая жизнью деревня исчезла навсегда. На ее месте осталось лишь пепелище и две общие могилы.
Не суждено было ей и возродиться. Убили целые семьи. Таковой была политика врагов: на оккупированной территории уничтожать всех под корень, чтобы потом немецкое население жило спокойно.
Об этом надо помнить…
В послевоенное время память о трагическом событии, произошедшем на волковысской земле, была увековечена в мемориальном комплексе «Шауличи». Это один из крупнейших памятников Беларуси, посвященный трагедии огненных деревень, сожженных и уничтоженных в годы Великой Отечественной войны.
В 1954 году здесь был установлен главный четырехгранный обелиск. На мраморных плитах высечены имена погибших. Позже появилась скульптурная композиция «Воин и подпольщица».
Решение № 58 исполнительного комитета Волковысского районного Совета депутатов трудящихся «Об утверждении населённых пунктов и списков граждан, уничтоженных гитлеровскими захватчиками в годы ВОВ». 06.06.1969.