28 ИЮЛЯ 1942 ГОДА

"Ни шагу назад"

Приказ 227 Наркома обороны СССР И. В. Сталина от 28 июля 1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций»

Только вперёд, ни шагу назадНикто не дезертировалМне повезло, меня оставили здесьМне удалось, и здесь я осталсяПодстрелил кого-то из своихИ вот там, где не выживут живыеМы наступаемОшеломительные луноходы, позаброшенные в звёздной пылиВспоминающие неведомую землюПодставляя спины таким жеТерпеливо дожидаясь полевой кухнис генеральской похлебкой, королевской баландойВ соответствии с военно-исторической наукойСпокойная отчётливая сосредоточенностьПознакомились на наблюдательном пунктеВзял закурить, лица не помнюОтрывок стихотворения Егора Летова

Воспоминания Константина Симонова, писателя

"Мы… целый час, оглушённые, молчали после того, как прочли приказ. По-настоящему я пришёл в себя только через несколько дней в Москве. Все эти дни мне казалось, что течение времени прекратилось. До этого война наматывалась как клубок, сначала как клубок несчастий, потом, в декабре сорок первого, этот клубок как будто начал разматываться, но потом он снова начал наматываться, как клубок новых несчастий. И вдруг, когда я прочел этот приказ, словно всё остановилось. Теперь движение жизни представлялось в будущем каким-то прыжком — или перепрыгнуть, или умереть!"

Воспоминания Всеволода Олимпиева, бойца гвардейского кавалерийского корпуса

«Это был, безусловно, исторический документ, появившийся в нужное время с целью создать в армии психологический перелом. В необычном по содержанию приказе впервые многие вещи назывались своими именами… Уже первая фраза "Войска Южного фронта покрыли позором свои знамена, оставив без боя Ростов и Новочеркасск..." вводила в шок. После выхода приказа № 227 мы почти физически начали ощущать, как в армии заворачиваются гайки».

Воспоминания Михаила Шарова, участника войны

«Правильный приказ был. В 1942 году началось колоссальное отступление, даже бегство. Моральный дух войск упал. Так что приказ № 227 не зря вышел. Он же вышел после того, как Ростов оставили, а вот если бы Ростов стоял так же, как Сталинград…»

28 июля 1942 года, спустя 13 месяцев после начала Великой Отечественной войны, И.В. Сталин подписал приказ №227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций». Этот приказ получил в народе название «Ни шагу назад!»

Предпосылки к приказу были основаны в связи сложившейся обстановке на фронте:1. В июле 1942 года СССР вновь оказался на грани катастрофы — выдержав в предыдущем году самый первый и страшный удар врага, Красная армия летом второго года войны снова вынуждена была отступать далеко на восток.2. Москва хотя и была спасена в боях минувшей зимы, но фронт все еще стоял в 150 км от нее.3. Ленинград находился в страшной блокаде, а на юге после долгой осады был потерян Севастополь.4. Враг, прорвав линию фронта, захватил Северный Кавказ и рвался к Волге.5. Вновь, как и в начале войны, наряду с мужеством и героизмом среди отступающих войск появились признаки падения дисциплины, паникерства и пораженческих настроений.6. Под немецкой оккупацией находились Прибалтика, Белоруссия, Украина, многие области западной и центральной частей Российской Федерации.7. 17 июля 1942 г. началась битва за Сталинград, которая разворачивалась в невероятно трудных условиях для Красной Армии.

В приказе № 227 правдиво излагалась сложившаяся на фронте ситуация, в то время как в стране далеко не все знали, насколько велика была опасность.

«Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами».

В связи с нависшей над страной катастрофой и распространявшимися пораженческими настроениями Сталин распорядился ввести чрезвычайные меры для создания железной дисциплины в войсках. Отсутствие строжайшего порядка, как считал нарком обороны, является главным недостатком армии и мешает ей отбросить врага на запад.

«Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленный нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину… Ни шагу назад!! Таким теперь должен быть наш главный призыв».

Приказ № 227 подразумевал введение в Красной армии жесткой практики использования штрафных подразделений и заградительных отрядов и не запрещал отступление как таковое. Вводившаяся приказом ответственность относилась только к тем, что оставлял позиции самовольно.

«Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования».

Всех солдат и офицеров, оставивших позиции без приказа командования, Сталин объявлял предателями, то есть подлежащими суду или расстрелу. Согласно документу, командиры армий, допустившие отход войск, должны предстать перед военным трибуналом.

«Провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости необходимо поставить на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».

На основе Приказа № 227 зам. Наркома Обороны Г.К. Жуков 26 сентября 1942 года утвердил «Положение о штрафных частях Советской Армии».

Осужденные за те или иные проступки командиры Красной армии направлялись в штрафные батальоны фронтового подчинения, а младшие командиры и рядовые – в штрафные роты. При этом и в штрафных батальонах, и в ротах по штату полагался так называемый постоянный состав бойцов и командиров, не являвших осужденными.

Срок пребывания в штрафных подразделениях не мог превышать трёх месяцев, а также сокращался для тех, кто проявил личное мужество и был отмечен командованием, либо получил ранение в бою. Больше того, нередки были случаи, когда боец из штрафной роты возвращался в свою часть не только с искуплением вины, но и с боевым орденом на груди.

Воспоминания Бориса Серазетдинова, кандидата исторических наук

«Это миф, что приказ запрещал советским солдатам отступать, а если они отступали, то заградотряды их убивали. Хочу сказать – это бред. Многие из штрафных рот и батальонов, которые отступали, потом становились даже Героями Советского Союза. Это было, и отказаться от этого нельзя. Приказ №227 не запрещал отступление как таковое. Согласно его тексту, выдвигалось требование – ни шагу назад без приказа высшего руководства. Это, прежде всего относилось к тем, кто оставлял свою позицию самовольно»

Воспоминания Вадима Теплицына

«Женщин в штрафные роты не направляли. Для отбытия наказания они направлялись в тыл… Нет в штрафных ротах и медработников. При получении задания присылают из медсанбата или соседнего полка медсестру»

За время существования штрафных частей в Советской Армии с июля 1942 по май 1945 года, по официальным документально подтвержденным данным, там побывало 427 910 человек. Это составляло примерно 1,2% от общего количества призванных в армию за годы войны. Известно и количество реально существовавших штрафных частей Советской Армии, участвовавших в войне – 1049.

Заградотряды были сформированы еще в июне 1941 года, но знаменитый этап в истории начался после выхода приказа №227. Заградительные отряды – это воинские формирования, которые выставлялись в ближнем тылу от фронта и осуществляли контроль на узлах связи, на перекрестках прифронтовых дорог, где отлавливали дезертиров, предателей, самострелов, бегущих с фронта, и где могли просочиться на передовую диверсанты и лазутчики. По состоянию на 15 октября 1942 года в Красной Армии сформировано 193 заградительных отрядов. Их функции оставались прежними: отлов дезертиров, возвращение на передовую уходящих в тыл и прекращение бесконтрольных отступлений.

Несмотря на формально привилегированный статус, во время кампаний 1941-го и 1942-го заградотрядам часто приходилось вступать в бой. Сама по себе структура заградотрядов — мобильные, хорошо оснащённые автоматическим оружием и транспортом части, — провоцировала на использование в качестве подвижного резерва. Например, именно заградотряд 62-й армии в Сталинграде двое суток вёл бой в районе Сталинградского железнодорожного вокзала в критический момент первого штурма города 15–16 сентября. Несмотря на свою малочисленность, заградотряд не только отбивал атаки немцев, но и контратаковал, нанеся противнику значительные потери в живой силе. Свой рубеж отряд оставил, только когда на смену подошли части 10-й стрелковой дивизии.

Штрафные батальоны и штрафные части существовали до 9 мая 1945 года. Заградительные отряды были расформированы Сталиным еще в Осенью 1944 года, ход войны уже изменился, и поддерживать дисциплину на фронте столь суровыми мерами больше не требовалось.

Приказ № 227 был сильным отрезвляющим средством, восстановил необходимую дисциплину и порядок в армии, строго контролируемое выполнение приказов командования и главное - отступать без всемерного сопротивления врагу от боевых позиций.

Материалы для разработки данной страницы собрали активисты #звено484 проекта #Оргкомитет9мая


Благодарим звеньевого Ксению Леонову и активистов #звено484 за участие в проекте