Другой Сикорский

Менжулин В. И. Другой Сикорский. Неудобные страницы истории психиатрии. – Киев: «Сфера», 2004. – 490 с.

Семен Глузман, глава Ассоциации психиатров Украины:

У этой книги есть один существенный недостаток: она не в состоянии изменить ментальность отечественных ксенофобов. Все останется прежним. Адепты «великорусской идеи» будут крайне раздражены эмоциональностью самих документов и сопутствующих им размышлений, неизбежно показывающих причинную связь состояния мыслей и дел в Российской империи с событиями октября 1917 года. Не менее раздражены будут закомплексованные носители идеи «идущего от времен Вавилона и Ассирии всеукраинского совершенства». Полагаю, что книга заденет и так называемых «профессиональных евреев», ищущих черно-белой простоты в образе «этнического врага»... Профессор Сикорский был не монстром, а сыном своей эпохи и своей страны, убежденным православным, искренним патриотом, любознательным исследователем. Вам не страшно, читатель?

Александр Эткинд (культурный историк, Европейский университет, Милан)

Менжулин, известный переводчик, сделавший доступными для русского читателя несколько важных книг психоаналитической традиции, выступает в “Другом Сикорском” в качестве историка науки, сочетающего архивные занятия с пристальным интересом к личности своего героя. На первый взгляд, жанр этой книги – традиционная биография. Необычной ее делают теории и практики ее героя, весьма далекие от идеологической нейтральности. Автор не стремится сгладить или оправдать их идеологический экстремизм, но напротив, выявляет его самые неортодоксальные черты, выпукло и красноречиво иллюстрирует их документами, а нередко и заостряет их собственными комментариями и суждениями. Рецензия А. Эткинда в Ab Imperio

Михаил Кригель (аниматор, Киев):

Течение ксенофобии – навязчивой боязни чужаков – протекает особенно бурно, когда ею поражены те, кого поприще обязывает ее же и врачевать. Вроде психиатров. Книга Вадима Менжулина «Другой Сикорский» собственно и напоминает историю болезни с летальным для репутации главного героя исходом… <<Подробнее>>

Михайло Мінаков (філософ, Kennan Institute):

…свою позицію критика під час читання цієї книги я раз по раз губив: надто вдало її написано, надто зважено вона передає дух епохи, в якій жив герой, і надто влучно виражає лібера­льне крило в самоусвідомленні сьогоднішньої українсь­кої науки. Рецензия М. Минакова в «УГО»

Марина Могильнер (историк, Чикаго):

Sikorskii’s nationalist vision has not been seriously studied, even though he was one of the modernizers of Russian nationalism and consciously worked with the category of race. … As the most detailed recent research see Vadim Menzhulin, Drugoi Sikorskii. Neudobnye stranitsy istorii psikhiatrii (Kiev, 2004). (Фрагмент из работы: Marina Mogilner, The Most European Science in Russia: Defining the Empire Anthropologically)

Яков Рабкин (историк, Монреаль):

С большим интересом прочёл книгу Менжулина о Сикорском. Подход и изложение материала создают удивительную картину, без предвзятости и тенденциозности. Весьма поучительно обсуждение политического контекста разных изданий о Сикорском. Уверен, что книга вызовет интерес и дискуссию. См. также: Рецензия проф. Рабкина в журнале Isis

Александр Репников (историк, РФ):

Четыре года назад в Киеве вышла написанная на основе малодоступных для российских исследователей архивных документов монография В.И. Менжулина, в которой предпринята попытка рассмотреть «неудобные страницы психиатрии», связанные с Сикорским. Для многих эта работа стала открытием. <<Подробнее>>

Олена Таровська (українознавець, Київ):

Праця В.І.Менжуліна "Інший Сікорський: незручні сторінки історії психіатрії" є на сьогодні одним із найбільш повних і ретельних досліджень життя і діяльності І.О.Сікорського, де вдало використана методологія нового історизму. Застосовуючи інтертекстуальний аналіз, автор майстерно (якщо не сказати віртуозно) розкриває межі вибраних текстів, пов'язуючи або стикаючи їх між собою в агресивному дискурсі, реконструює минуле епохи як єдиний і багатоманітний потік текстів різної природи. (Фрагмент із статті О. Таровської «Творча спадщина Івана Сікорського: проблеми і перспективи в сучасному українознавчому контексті»)

Микола Рябчук (письменник, Київ):

Блискуча праця, де бездоганне знання контексту — аж до найдрібніших деталей — вдало поєднується з глибиною концептуального мислення та захопливістю оповіді.

Ирина Сироткина (психолог, Москва):

Менжулин взял на себя трудную задачу объединить обе сферы деятельности Сикорского — его плодотворную работу в области психиатрии, психологии и образования, с одной стороны, и его печально известные политические взгляды, — с другой. В результате получился «другой Сикорский» — такой, о котором мы до сих пор знали мало. Рецензия д-ра Сироткиной в журнале «Вопросы истории естествознания и техники»

Ярослав Шрамко (логик, ректор Криворожского государственного педагогического университета):

Книга читается с большим интересом, буквально на одном дыхании. При этом простота и доступность изложения удачно сочетаются с солидностью и глубиной собственно научного обоснования выдвигаемых положений. Вызывает уважение широта задействованной источниковедческой базы и основательность ее проработки. Для меня, в частности, была очень интересна отмеченная автором тенденция, имевшая место в конце 19-го - начале 20-го века, придавать статус научности различного рода расистским изысканиям. Вообще говоря, множество ученых во всем мире (в том числе, в России, Германии, но не только) отметились на этом поприще (антропологические измерения черепов, глубокомысленное теоретизирование по поводу преимуществ одних рас над другими и т.п.). При этом все это снабжалось подходящим "научным" аппаратом, экспериментальными данными и порой сопровождалось довольно-таки далекоидущими выводами. Человечеству понадобился опыт Третьего Рейха и Второй мировой войны, чтобы осознать, куда могут привести (завести) подобного рода "исследования" и выводы из них, если проводить их достаточно последовательно.

М. Ю. Сорокина (историк, РФ):

Как может собственная, профессиональная и экзистенциальная, картина мира эксперта логично и естественно встраиваться в замыслы и интересы власти, недавно блестяще показал В.Менжулин, проанализировавший мотивацию известного киевского психиатра И.А.Сикорского в деле Бейлиса (фрагмент из статьи М. Ю. Сорокиной "Операция "Умелые руки", или что увидел академик Бурденко в Орле")