В 1945 году закончилась Вторая мировая война. И каждую семью в нашей стране задела война, многие потеряли родных и близких людей. Одни остались на поле боя, другие надорвались в тылу, третьи попали в плен или оказались на оккупированных территориях.
Сложно говорить о том, что творили фашисты и их пособники с людьми, оказавшимися в их руках. ТАКОЕ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ!
Помните, люди!
Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны — это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни и устрашающие виселицы в городах.
Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года...
Шталаг-352: людей давили танками, применяли извращенные казни
С июля 1941-го по июнь 1944 г.
Лагерь военнопленных, находившийся на территории современного микрорайона Масюковщина в Минске. Мученическую смерть здесь приняли более 80 тысяч человек.
Людей содержали в сараях с земляным полом, в жуткой вони и грязи, темноте. Хлипкие нары под телами людей ломались, и часто они оказывались придушенными или раздавленными.
С особым цинизмом относились к проштрафившимся: на несколько дней их садили в миниатюрные клетки с холодным полом и колючей проволокой вместо крыши, встать в полный рост было невозможно. Мало кто это выдерживал. Бушевали болезни, в частности дизентерия.
Изможденные люди при этом тяжело трудились. Умирали сотнями ежедневно. Кто своей смертью, а кого пристреливали, когда бросался к ограждению за гнилой картошкой. Посудой в лагере, в которую наливали несъедобную жижу, иногда служили шапки и даже ладони.
Применялись порка, повешение, мучительные казни. Например, подвешивали на крюки за подбородок.
По сведениям местных жителей, места захоронения расстрелянных укатывали танком, но даже после этого земля продолжала шевелиться.
Тростенец. Незаживающая рана
С осени 1941-го по конец июня 1944 г.
Это крупнейшее место уничтожения людей стоит в одном ряду с Освенцимом, Майданеком, Треблинкой. Тростенец объединяет несколько мест: урочище Благовщина, где расстреливали, лагерь рядом с деревней Малый Тростенец, урочище Шашковка, где несчастных сжигали.
По официальным данным, здесь погибло 206,5 тысячи человек. Но озвучивают и другие цифры: 546 тысяч.
О них свидетельствуют документы Чрезвычайной госкомиссии от 1944 года.
Сюда свозили население не только из Беларуси, но и из Австрии, Польши, Чехословакии, Франции, Германии.
Людей загружали тяжелейшим трудом на нужды фашистов (выращивали овощи, растили скот, чинили обувь-одежду), кто не справлялся — расстреливали.
Любой из охраны мог без причины избить, убить, повесить узника. Во время построения собаки могли в клочья разорвать человека. Существовали и виселицы, мертвые раскачивались на них по нескольку дней. Действовала комната пыток, истязания в которой длились сутки.
Для массового уничтожения использовались душегубки — специальные автомобили с крытым кузовом и герметичной дверью. В них вывозили в Тростенец узников минской тюрьмы и концлагеря по улице Широкой.
Сегодня на месте страшных событий создан мемориальный комплекс.
Хатынь. Иди и смотри!
22 марта 1943 г.
Трагедия произошла утром 22 марта 1943-го. Накануне в перестрелке с партизанами убит немецкий шеф-командир роты Ганс Вельке. Случай из ряда вон для нацистов. Вельке известен в Германии: спортсмен, олимпийский чемпион 1936 г. Фашисты пришли в ярость. Для подкрепления были вызваны полицейские из Плещениц, а также эсэсовцы особого батальона Дирлевангера. В ходе карательной операции вышли к Хатыни — небольшой деревне из 26 хат.
Всех, кто там был, согнали в сарай. И подожгли… Жуткие рыдания, крики поднялись над округой. Кто-то вырывается из огня, но падает, скошенный пулей... Дети, старики, женщины, целые семьи. 75 детей до 16 лет, 74 взрослых. Все имена установлены.
Шесть человек стали свидетелями хатынской трагедии: единственный взрослый свидетель (Иосиф Каминский) и пятеро детей.
Иосиф Каминский, чья скульптурная фигура с погибшим сыном на руках встречает всех, кто посещает мемориальный комплекс «Хатынь», вспоминал, как поднял обгоревшего сына, а у того свисали кишки...
Сегодня ни на одной карте не найти белорусскую деревню Хатынь Логойского района. На ее месте в 1969 году был открыт мемориальный комплекс «Хатынь», ставший символом всех сожженных деревень Беларуси.
ВИТЕБСКОЕ ГЕТТО
В Витебске жило 37 095 евреев, 22.17% населения. Убито или замучено — 20 тысяч евреев. Витебск был оккупирован 10-11 июля 1941 года. Убийства мирных жителей и облавы на евреев начались сразу после захвата города.
Витебск подвергся бомбардировке немецкой авиации 25 июня 1941 года, но до 4 июля 1941 года государственные структуры не проводили организованной эвакуации.
17 июля 1941 года появились объявления об обязательной регистрации еврейского населения. При регистрации использовали данные советских паспортов. Всего было учтено 16 000 евреев, включая полукровок и даже детей от смешанных браков в третьем поколении.
22 июля 1941 года оккупанты создали коллаборационистскую административную структуру — городскую управу. Для еврейского населения оккупационные власти создали юденрат и «службу порядка».
Одной из первых дискриминационных мер, введенных оккупантами в отношении еврейского населения, являлось ношение желтых нашивок (Kennzeichen) диаметром 10 сантиметров на правой стороне одежды спереди и сзади.
Распоряжение оккупационных властей о переселении еврейского населения на правый берег Западной Двины к зданию бывшего Клуба металлистов было отдано 25 июля 1941 года.
Переправа через Западную Двину превратилась в массовый погром. Военнослужащие вермахта намеренно переворачивали плоты и лодки с людьми. Евреи, не умевшие плавать, тонули. Тех, кто пытался спастись вплавь, гитлеровцы расстреливали или добивали веслами.
Часть города, отведенная для изолированного проживания евреев, представляла собой гетто «закрытого типа» и занимало район Клуба металлистов и территорию в пределах нынешних улиц Набережной, Ильинского, Кирова, Комсомольской, Энгельса.
Этот участок был обнесен дощатым забором, колючей проволокой и круглосуточно охранялся полицаями. Предположительно в гетто согнали 13000 евреев.
На территории гетто находились в основном полуразрушенные здания, в которых было мало подвалов. Узники располагались под открытым небом на берегу реки и в развалинах строений. Те, кому не хватило места в зданиях, строили себе шалаши и конуры из кирпичей, жести и разных обломков.
Выходить из гетто запрещалось, и только подростки с риском для жизни убегали по ночам, чтобы обменять вещи на еду.
Немцы очень серьезно относились к возможности еврейского сопротивления, и поэтому в первую очередь убивали в гетто евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет.
В октябре 1941 в Витебском гетто из-за царившей там антисанитарии и полного отсутствия медицинской помощи возникла опасность эпидемий. Метод борьбы с ними у нацистов существовал один – поголовное уничтожение людей.
Документы содержат противоречивые данные относительно даты ликвидации гетто и количества погибших. В отчетах аинзатцгруппы «Б» говорится о двух массовых расстрелах в октябре 3000 человек и декабре 4090 человек. В материалах судебного процесса, состоявшегося в Западном Берлине в мае 1962 года, указаны три октябрьских расстрела, когда было убито 1800 человек. Согласно материалам ЧГК (чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков), было расстреляно 17000 человек. По другим данным — 11000 или 8000 евреев.
Тысячи узников везли к месту казни, ссаживали с грузовиков и приказывали раздеться. Потом группами по 5−10 человек сталкивали в овраг и убивали. Расстрелы производились с утра до поздней ночи. Детей и стариков бросали в ров и закапывали живыми. После по этим могилам несколько раз проезжала немецкая грузовая машина.
С сентября 1943 года нацисты, опасаясь возмездия за свои преступления, вскрывали захоронения евреев и сжигали останки жертв силами советских военнопленных и мирного населения, которые после завершения работ были ликвидированы.
Всего в гетто Витебска были замучены и убиты около 20000 евреев.
История сожженных деревень
За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разорение. Самой кровопролитной стала Великая Отечественная война. Победа в ней была достигнута ценой больших потерь белорусского народа. Белорусская земля приняла в себя миллионы людей, погибших не только на поле брани, но и методично, хладнокровно умерщвленных в ходе осуществления гитлеровцами оккупационного режима. Одной из форм геноцида стало уничтожение деревень, часто вместе с населением.
Из 9200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых немецкими оккупантами и коллаборационистами (полицаями) в Белоруссии во время Великой Отечественной войны, свыше 5295 были уничтожены вместе со всем или с частью населения в ходе карательных операций. 186 деревень не смогли возродиться, так как были уничтожены со всеми жителями, включая матерей и грудных детей, немощных стариков и инвалидов.
Из общего количества 5295 деревень 3 % уничтожено в 1941 г., 16 % — в 1942 г., 63 % — в 1943 г. и 18 % — в 1944 г. Итогом нацистской политики геноцида и «выжженной земли» в Белоруссии стали 2 230 000 человек, уничтоженных за три года оккупации. Погиб каждый 4-й, а по уточнённым данным — каждый 3-й житель Белоруссии.
В Витебской области 243 деревни сжигались дважды, 83 — трижды, 22 — четыре раза и более.
22 августа 1942 года была сожжена д. Морозовка (12 дворов) Богушевского района (ныне Сенненский район). На догорающих пепелищах было обнаружено 27 человеческих трупов мужского и женского пола, замученных гитлеровцами.
Из 27 человек оказалось 4 детей от года до трех лет, один из них младенец, сгоревший на руках матери, пытавшейся вырваться из запертого сарая.
Пятеро детей в возрасте до 7 лет, и остальные разного возраста. Зверская расправа озверевшего фашизма над группой в 27человек произошла на почве якобы связи сожженных граждан с партизанами.
У граждан деревни фашисты отняли весь скот, хлеб, даже не оставив ни одной курицы.