Как уникальна жизнь каждого человека, так неповторима судьба любого памятника, связанного с прошедшим событием. На территории нашего района находятся десятки сохранившихся до наших дней объектов Первой мировой войны. Нам было сложно в процессе исследования выбрать самые необычные , так как каждый из них интересен своими индивидуальными особенностями, характерными только для этого памятника. Поэтому были выбраны несколько объектов, истории которых заинтересуют своей уникальностью не только жителей нашего региона и всей республики, а и зарубежных исследователей - гостей нашего района.
В 2014 году мировое сообщество отметило столетие со дня начала Первой мировой войны. События этой кровопролитной империалистической войны, или как ещё её называли современники – Великой войны, с сентября 1915 года по 1918 год разворачивались на территории нашей сморгонской земли. Траншейные шрамы, бетонные военные сооружения, многочисленные братские захоронения в нашем районе сегодня напоминают о трагедии того огненного смерча. Чтобы такой беды больше никогда не повторилось в мире, современники должны хорошо знать историю тех давно минувших событий и чтить память героев и жертв Первой мировой.
1. Деревянный крест у деревни Крево
Между д.Крево и д.Богуши, в 34 квадрате кревского леса, до сегодняшнего времени сохранился дубовый крест, который был поставлен немецкими солдатами на могиле трёх русских разведчиков. Дата на кресте свидетельствует, что погибли эти воины в первые дни боёв на Сморгонщине - 26 сентября 1915 года (по новому стилю). Факт установки креста немецкими солдатами говорит о том, что, вероятно, солдаты русской армии проявили воинское мужество в последнем бою. Текст на кресте сохранил для истории имена героев: ефрейтора Николая Попова, рядовых Иосифа Парадина и Фёдора Бондарчука.
В 80-е годы ХХ столетия подножие креста перегнило, и местные охотники двумя гвоздями прибили часть креста к растущей рядом ели. Так этот памятник сохранился от полного уничтожения. Символично, что растущая ель тянет в небо и этот памятник. Пока живёт дерево, будет жить и память о славных героях войны.
2. Обелиск на железнодорожной станции Залесье
Одним из первых на территории Беларуси был воздвигнут памятник жертвам Первой мировой войны на железнодорожной станции Залесье ещё во время военных действий . Поставили его на средства работников Главного санитарного поезда №218 Польского отдела Всероссийского Земского Союза. Рядом с памятником когда-то находились 9 братских захоронений солдат русской армии, умерших в залесском военном госпитале, которым руководила Александра Толстая - дочь писателя Льва Толстого. Текст на табличке выполнен на русском и польском языках.
В 2004 году современные “вандалы” вырвали металлическую мемориальную табличку памятника. Ранее она была сфотографирована краеведами гимназии, а неравнодушные сотрудники газеты “Светлы шлях” обратились за помощью к руководству Белорусской железной дороги. Был получен положительный ответ, работники железной дороги изготовили копию по старой фотографии и установили таблицу на прежнем месте , а также провели реставрацию памятника. Только в совместном благородном деле проявляется наша реальная забота о сохранении памяти.
-
3. Памятник в деревне Данюшево
Данный объект находится перед местным костёлом и представляет собой сложенный из полевых валунов памятник в форме незавершённой пирамиды. Соорудили его немецкие солдаты не раньше 1917 года, о чём свидетельствует немецкая почтовая открытка этого года, на которой данного памятника нет.
Интерес представляет его судьба. В послевоенное время немецкие захоронения из-под стен костёла были перенесены на военное кладбище в д.Марковцы. Памятник же местные жители сохранили на первоначальном месте, добавив металлический крест. Фотография 70-х годов минувшего столетия показывает его состояние в то время. Очень необычно смотрелась проросшая из фундамента берёза. После возвращения костёла верующим в 1990-е годы над памятником установили скульптурную композицию Матери Божьей. Первое изваяние просуществовало несколько лет и разрушилось из-за непрочного материала скульптуры. Потом была установлена скульптура небольших размеров, которая не вписывалась в памятник. Теперь над памятником возвышается третья скульптурная композиция.
Время покажет, можно ли на долгие годы примирить памятник с надписью: «Памяти прославленного формирования 1915 » и скульптурную фигуру христианского культа.
4. Столбы ворот на немецком кладбище в деревне Кушляны
Сморгонские Кушляны для всех нас связаны с жизнью и деятельностью известного белорусского писателя Франтишка Богушевича, однако эти места впечатляют путешественников и несколькими военными кладбищами Первой мировой войны. Усадьба Богушевичей во время войны была приспособлена под госпиталь, и возле неё в скором времени образовалось военное кладбище. В 1970-е годы кладбище уничтожили, а на его месте посадили фруктовый сад. Во фруктовый сад можно пройти через остатки больших каменных ворот.
Если приглядеться, на столбах-воротах можно разобрать надписи. На одном: «За Великую Германию погибшим героям посвящается», а на втором помечено: «С Богом! За Кайзера и империю! За короля и Отечество!». Надписи на немецком языке.
Об этих событиях свидетельствует и открытка того времени, которую любезно нам предоставил для работы известный столичный исследователь истории Первой мировой войны Владимир Анатольевич Богданов.
5. Опоры моста около Тупальщины
В годы войны по всей прифронтовой территории Сморгонщины кайзеровцами было проложено сотни километров железных дорог. По узкоколейкам доставлялись на передовую снаряды и амуниция, отвозились раненые воины, награбленный лес и материалы. Через реку Вилия в это время было построено по меньшей мере 7 мостов на участке от Сморгони до д.Нестанишки. Одно из таких инженерных сооружений было возведено возле д.Жодишки. Первоначально мост был построен в нескольких сотнях метров ниже по течению, но не выдержал напора ледохода зимой 1916 года, поэтому был построен более мощный мост возле усадьбы Тупальщина в 1917 году. Как видно, строился он с немецкой педантичностью и на века.
В 30-е годы прошлого века мост был разобран. Сейчас здесь, в воде, сохранились “быки” - опоры железнодорожного моста, привлекая внимание водных туристов своим грозным видом. Таких объектов больше нигде в Беларуси не сохранилось.
К сожалению, во время паводка 2012 года одна из опор моста была подмыта и упала в реку. Это стало первым серьёзным предупреждением для всех в плане сохранения данного уникального объекта.
6. "Кухня" под деревней Дубатовка
В деревне Дубатовка, прямо у шоссе, стоят два бетонных бункера. Оба по-своему интересны. Надпись на первом сообщает, что он был построен в мае 2017 года. Второе сооружение более оригинально.Над входом красуется лепной декор. В композиции присутствует рог изобилия и надпись на немецком : "Садовый домик".
Возможно, тот же художник сотворил и уникальное лепное панно на солдатской кухне, которая находилась недалеко от передовой. Исследователь Владимир Богданов передал нам купленную на заграничном интернет-аукционе открытку с видом Дубатовки в 1918 году.
7. Бетонная «открытка» в Сморгони
Необычный объект Первой мировой войны с интересной судьбой находится в городском сморгонском парке. На куске бетона выдавлен следующий текст: «1917 год. Въ Революц спасенія сол. граж.» .В 1987 году на базе Сморгонского историко-краеведческого музея, который в то время размещался в Кальвинском сборе, открылась юбилейная выставка. Приурочено данное мероприятие было к 70-летию Октябрьской революции и подписанию Сольского перемирия.
Краеведы нашли бетонную глыбу на поле возле деревни Коты Синьковского сельсовета под и перевезли к зданию музея. На двух других частях, оставшихся в поле, сохранились надписи: «Демократическая республика. Смерть врагам Свободы» и «10 п.т. арт.бр. 1 батарея.1917 25 мая».
На наш запрос из Российского государственного военно-исторического архива пришёл ответ, в котором было указано, что данная надпись может означать 10-ую полевую тяжёлую артиллерийскую бригаду. В фонде данной воинской части за май 1917 года сведения о личном составе и потерях отсутствуют. Командовал этой бригадой в 1917 году полковник Вячеслав Данилович Костин.
Дальнейший поиск сведений об этом офицере выявил факт, что в будущем генерал-майор артиллерийского управления РККА В.Д.Костин 20 октября 1930 года был расстрелян как шпион.
Данный военный экспонат в форме бетонной «открытки» отражает реалии 1917 года на сморгонском участке фронта и через годы передаёт современникам революционный настрой солдат русской армии.
8. Руины немецкой кирхи под Сморгонью
В процессе исследования состояния христианских храмов Сморгонщины во время Первой мировой войны был обнаружен уникальный объект, построенный в годы войны немецкими солдатами под Сморгонью. Находится он в глубоком овраге вблизи деревни Перевесье. По свидетельствам местных жителей в годы войны здесь была расположена немецкая кирха, просуществовавшая до второй половины прошлого века. Потом она была взорвана. Пока неизвестно, католическим или протестантским храмом была данная постройка. До сегодняшнего времени сохранились голубая и красная краска росписи её алтарной части. Вход в постройку был расположен с западной стороны и был прикрыт двумя мощными контрфорсами. Алтарь направлен на юго-восток, так как в этом направлении проходила линия фронта. Косвенным свидетельством существования в этом месте храма является расположение вблизи постройки военного немецкого кладбища.
9.Руины храма в Новоспасске
В конце XVIII века была построена каменная Сутьковская базилианская униатская церковь и монастырь возле нее. В 1839 году передана православным верующим и перед войной считалось Сутьковской Преображенской церковью. Храм имел военно-стратегическое значение, поэтому любые боевые действия начинались с его обстрела. Очень пострадал во время наступления русской армии в июле 1917 года. "День 8 июля ... Наиболее сильный огонь противником направлен в районе Сутьковскога монастыря, Тынчинского участка ," - читаем в статье военного исследователя Е.Шейдемана "Действия артиллерии на фронте 10-й Армии 6-10 июля 1917 года". Известно, что в подвалах храма находился лазарет русской армии, а башни использовались в качестве наблюдательного пункта.После войны церковь не восстанавливалась и находится в том виде, какой приобрела в военные годы. По свидетельству известного исследователя военного прошлого В.Богданова: " ... в Беларуси сегодня кроме Сутьковского храма есть еще, как минимум, два храма, оставшиеся в руинах со времён Первой мировой войны: такие же разбитые войной церкви стоят в деревне Ивашковичи на Зельвенщине и Березовке под Кореличами ". Все – на Гродненщине!
Литература
1. Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Смаргонскага раёна. - Мн.:БелЭн, 2004.
2. По следам Первой мировой войны в Беларуси: Сморгонский район: фотоальбом. - Минск: “Гольфстрим”, 2007.
3. Камінскі А.М. Матэрыялы. Крэва.
4. Лігута У.М. Матэрыялы. Смаргонь.
5. Прыхач Ул.Ул. Матэрыялы. Смаргонь.
6. Маркава Н.Е. Матэрыялы. Смаргонь.
7. Лигуто В.Н. У Сморгони под знаком Святого Георгия. - Минск: “Издательство Виктора Хурсика”, 2010.
8. Беларусь у гады Першай сусветнай вайны: Смаргоншчына: трагедыя, гераізм, памяць. – Мінск: Чатыры чвэрці, 2009.