Герой Российской Федерации Жалнин Виталий Николаевич

Стрелок-радист, гвардии сержант, Герой России (1996).

Участник Великой Отечественной войны с октября 1943 г. Воевал в составе ВВС Черноморского (47-й штурмовой авиаполк и 8-го гвардейский штурмовой авиаполк) и Балтийского (7-й гвардейский штурмовой авиаполк) флотов. Совершил (в составе экипажа) 102 боевых вылета, в ходе которых потоплено и повреждено в общей сложности 39 судов противника, сбито 5 самолётов, а также уничтожена другая техника и войска противника. Спас Героя Советского Союза А.Е. Гургенидзе, командира экипажа. Представлялся к званию Героя Советского Союза (1945).

На площади Славы в мраморе навечно выбиты имена самарцев – Героев Советского Союза. Вот и фамилия Виталия Николаевича. Но почему не в алфавитном порядке, а в самом конце списка?

– В чём дело? –

Указом Президента о присвоении звания Героя Российской Федерации , Жалнину Виталию Николаевичу. 12 июля 1996 года». Через 51 год…

...Семнадцатилетний Виталий добился своего. В январе сорок третьего его зачислили в Рузаевскую школу младших авиаспециалистов. В октябре группу выпускников привезли под Туапсе. Как раз в разгар боёв за Малую землю. Виталий заболел в пути и попал в медсанбат. Выписался уже через три дня. От его друзей осталось лишь два экипажа, остальные десять полегли под Новороссийском.

И вот теперь – о бортстрелке Жалнине и его командире. На их счету не 26 среднеарифметических боевых вылетов по фронтовой статистике, а 120! Вместе они потопили 26 боевых кораблей врага, а Жалнин сбил пять фашистских самолётов. Тех, что пытались их сбить. Так и летали они, два друга, до Победы.

Командир – Герой Советского Союза Гургенидзе и его бортстрелок – Жалнин, кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны двух степеней и множества боевых медалей. И дважды представленный командованием к званию Героя Советского Союза.

После войны Виталий Жалнин – инженер института «Оргэнергострой»

Минул 51 год! И ещё 8 месяцев…

По просьбе В.Н. Жалнина Звезду Героя ему вручали здесь, в Самаре, в его доме. Причина – больная нога.

«Никогда ещё эта тихая квартира на Садовой, 212 Б не вмещала такого числа людей. Указ Президента зачитывает губернатор К.А. Титов, фото и телекамеры фиксируют этот момент. К пиджаку Виталия Николаевича прикрепляется Золотая Звезда. Командующий войсками ПриВО генерал-полковник А.И. Сергеев вручает подарок от Военного совета округа – часы «Командирские» с гравировкой «Фронтовику-победителю». Цветы, улыбки, поздравления…

Больная нога приковала его к дому. А День Победы в 2000-м встретил из-за неё в госпитальной палате. И жена с ним – чтобы ухаживать.

В ту субботу, 13 мая, Надежда Сергеевна съездила домой, чтобы взять что-то нужное. По квартире разбросаны вещи, открыты все шкафы, перевёрнуты постели, пол на кухне в осколках оконного стекла. Их ограбили.

Что похитили? Скромные накопления из пенсии за несколько месяцев, телевизор – подарок администрации Ленинского района. Украли Звезду Героя России. Её и искали. И четыре ордена с войны. Украли святое для человека. Для всех таких, как солдат Великой Отечественной Жалнин.

Будем честны: у человека украли остаток жизни. Ударили в самое сердце фронтовика, которому уже 75.

Звезду пытаются найти журналисты, но разве найдёшь?

В номере «Самарских известий» две публикации рядом. «Простите нас, Виталий Николаевич!» – обращается от имени всех самарцев к Герою Сергей Дмитриевич Семченко, прекрасный человек, сын ветерана войны, ныне глава Ленинского района города.

Вторая – Нины Алпатовой: «Он умер».

20 мая 2000 года его не стало. Семья хоронила Героя России на последние деньги. И – в долг. Места на Аллее Героев удалось добиться после большого шума.

Прощались с ним. Есть ритуал, солдатам России воздающий: впереди траурной процессии несут бархатные подушечки с наградами Родины, которую они защищали.

Пять таких подушечек для орденов и Звезды должны были сопровождать в последний путь участника Второй мировой Жалнина. Была одна. На ней лежала медная копия Звезды Героя. Её Виталий Николаевич сделал своими умелыми руками сразу после вручения – боялся потерять настоящую… Всего одна. А другие четыре… Зачем они пустые?