На экскурсии в Новосибирске. В центре директор детдома Курдюмов Н.И. Рогачевская А.С.- во 2- м ряду 4-я справа
А.С.Рогачевская в кругу родных и общественников
Анна Сергеевна Рогачевская родилась 30 декабря 1922 года в селе Кирза Ордынского района Новосибирской области. Родители работали в колхозе. В семье ещё было три брата и сестра. В Кирзе в то время была семилетняя школа, и поэтому десятилетку Аня заканчивала в Ордынском. Домой ходили пешком по выходным дням и пешком же возвращались. Лишь иногда мама брала в колхозе коня и в 6 часов утра увозила в Ордынку.
После школы Анна поехала в Новосибирск, чтобы продолжить учёбу. Жила у тёти. Поступила в мединститут, но проучилась там недолго – помешала война. С первых дней войны трудилась на военном заводе, выпускающем патроны. Узнала, что набирают девушек на курсы связистов, и пошла учиться, чтобы потом пойти на фронт.
Анна Сергеевна о том трудном времени:
«Нас было две группы: радисты и телефонисты. Я была в группе телефонистов. Курсы были ускоренные. В декабре 1942 года отправилась на первый Украинский фронт связистом-телефонистом 411-го батальона связи 3-й танковой армии. Перед нами, молодыми девчонками, стояла задача: доставлять информацию в штаб из четырёх танковых бригад. Несмотря на обстрелы из дальнобойного орудия и бомбёжки, пакеты доставлялись вовремя в разные отделы штаба. Однажды в штабе видела пленных немцев, их потом быстро отправили дальше. Одна из девушек нашей группы была убита во время бомбёжки, а другая - тяжело ранена. Постепенно фронт продвигался вперёд, а тылы отставали. У моих сапог отвалилась подошва, а другой обуви не было. У меня распухли ноги до такой степени, что невозможно было надеть тот же дырявый сапог. В ноябре 1944 года я была комиссована».
«Ордынская газета» (№ 8 от 22.02.2018, автор Алексейцева Т. М.) писала:
«…Скоро красноармеец Рогачевская поняла, что война – это тяжёлая работа, требующая и от рядового, и от командира решительности, холодного расчета, горячего сердца. Но одну и ту же работу можно выполнить по-разному. Анна трудилась на совесть. Она не думала о подвигах - просто делала то, что надлежит… Да. Война для неё была тяжёлой работой. Может, красноармейцу Рогачевской ни разу и выстрелить-то не пришлось. Но доставлять корреспонденцию под шквальным огнем противника – это дорогого стоит. Нужны мужество и отвага. Однако Анна Сергеевна –человек скромный, героем себя не считает…»
Родина оценила ратный труд сержанта Рогачевской: она награждена медалью «За отвагу» (1943 г.), орденом Красной Звезды ( 1944 г.), орденом Отечественной войны 2 степени (1985 г., к 40-летию Победы). На сайте « Память народа» в наградном листе к ордену Красной Звезды имеется запись:
«Красноармеец Рогачевская за время работы писарем-экспедитором ПСД (пункт сбора донесений) показала себя дисциплинированной, исполнительной, храброй дочерью нашей Родины. В боях под Контари и в районе Ларга( высота 132) тов. Рогачевская, несмотря на сильный артминометный огонь и бомбардировку с воздуха, доставляла корреспонденцию командованию корпуса и отделам в срок без опозданий. Благодаря её добросовестной работе по доставке боевых донесений командование всегда имело связь с подчиненными частями.
Тов. Рогачевская достойна правительственной награды орденом «Красная Звезда».
В конце 1945 года Анна Сергеевна экстерном заканчивает Новосибирское педагогическое училище и получает диплом по специальности «учитель начальных классов». Она устраивается воспитателем в Кирзинский детский дом.
Римма Викторовна Степанова, старейший учитель Кирзинской школы, вспоминает:
«В 1946 году нас с братом отдали в Кирзинский детский дом. Об Анне Сергеевне Рогачевской у меня только добрые воспоминания. Она относилась к нам заботливо, по-матерински, и за это ей – низкий поклон. Но, в то же время, при необходимости она могла быть требовательной и строгой. В нашем пятом классе все ученики были разновозрастными. 12, 14 и 15-летние ребята, все, кому война не дала учиться. Воспитатели приучали нас к труду. На огороде выращивали овощи. Воду носили с Оби. Косили сено. Держали подсобное хозяйство (коровы, овцы). А также сеном набивали матрасы. Летом девочки заготавливали грибы и ягоды, а мальчики – дрова. У нас была и своя художественная самодеятельность. Помню, как с концертом в Хмелёвку пешком ходили. С трепетом и благодарностью вспоминаю всех воспитателей».
В 1950 году Кирзинский детский дом был закрыт, детей перевели в Чингисский детский дом. Анна Сергеевна едет вместе с детьми. В 1960 году детский дом реорганизован во вспомогательную школу, и вновь Рогачевская А. С. остается на своей любимой работе, теперь уже воспитателем коррекционной школы. В школе она проработала до 1976 года.
О своей работе она так рассказывает: «Детей из Кирзы в Чингисы перевозили летом на лодках. В детском доме дети были очень любознательные. Мы часто проводили с ними предметные вечера. Директором Чингисского детдома сначала был Курдюмов Николай Иванович, а затем – Барсук Эдуард Борисович. Мы старались отдавать этим детям много тепла, так как мы заменили им родителей. У одного из мальчиков болели ноги, и он мне пожаловался. Я где-то прочитала, что хорошо помогает настойка из дождевых червей. Сделала и стала его лечить. Через многие годы, когда этот мальчик стал взрослым, он прислал мне письмо с благодарностью за то, что его ноги прошагали многие тысячи километров в геологической экспедиции.
Был у нас мальчик из Ленинграда. Его мама ушла на фронт, он попал к нам. После войны она приехала за ним со своим вторым мужем-офицером. Сын отказался с ней ехать, считая, что она его предала, отдав в детдом. Впоследствии он поступил в училище в Новосибирске, работал на заводе и устроил свою личную жизнь.
В трудовой книжке у меня записана благодарность руководства детдома за добросовестный труд. Но однажды получила устный выговор от директора. Причиной тому был случай, когда мы с группой детей сходили на военный фильм и опоздали на ужин. Детей, конечно, накормили, а мне было указано на нарушение режима. Но я просто не могла отказать детям. Когда закрывали детский дом, детей уже осталось немного, их перевели в Каргат.
Работа с детьми во вспомогательной школе специфична и требовала немало сил и знания педагогики. Мы старались сделать всё, чтобы эти дети впоследствии были успешны в социуме. Больше всего времени уделяли труду. У нас имелись хорошие мастерские – столярная и швейная. Мальчики занимались столярным делом, а девочек обучали швейному мастерству. Работал у нас прекрасный портной из с. Спирино».
Любят и помнят Анну Сергеевну бывшие воспитанники детского дома, часто получает она их тёплые письма. У Анны Сергеевны две дочери, три внука и три правнука. С младшей, Ольгой, она и проживает в настоящее время в селе Чингис. Старшая дочь Надежда живёт в Ярково Новосибирского района.
Представители администрации села, общественники и школьники - частые гости в её доме. Она смущается от такого внимания: «Неловко, что люди тратят своё время. Я ничего особенного не сделала. Просто честно жила и работала».