В. М. Петерс - справа
Валентина Максимовна - на ферме
Животноводческая бригада: В. М. Петерс - 2-я слева в верхнем ряду
Супруги Петерс
Валентина Максимовна Петерс с грустью говорит, что не даже не знает слова «папа». Родилась она 22 марта 1939 года. Мать Евдокия Прокопьевна – местная сушихинская, Максим Григорьевич - из Елбани. Ей было всего шесть месяцев, когда отца забрали сначала на срочную службу, а вскоре началась война… По рассказам матери она знает, что отец очень любил маленьку дочь и жене наказывал сберечь ее. Максим Григорьевич погиб в 1943 в Ленинградской области.
«Мы с мамой вначале жили у Поцелуевых. В 7 лет я пошла в школу. Играть почти некогда было – приходилось выполнять по дому всю работу. Топила баню у соседей Бобковых, у них мылись пять семей. Нужно было наносить воду с речки, сделать щёлок, который заменял мыло. Баня топилась по-чёрному. Дым весь шёл внутрь. Ухаживала за коровой, овечками, птицей. Ходили с девчонками за ягодой в Запрудиху за 15 километров».
Летом с мамой Валентина работала в поле. Ей очень нравилась похлёбка, которую всем готовила повар Елена Леткиман. Мама была очень шустрая – в работе просто бешенная. Не каждый хотел вместе с ней быть в паре. Тогда она позвала работать с собой дочь:«Не бойся, у тебя всё получится, будешь сено подскребать за мной», – подбадривала она девочку. Валентина хорошо ездила верхом на коне и ловко возила волокуши. Два мётчика складывали сено в зароды, а завершать их доверяли только Евдокии Прокопьевне. Ночевали на сенокосе в шалашах, сделанных из веток, сверху накладывали сено.
«Ребята постоянно забирали у нас подушки, ну я им однажды устроила: когда они уснули, измазала сажей, – смеется Валентина Максимовна. – Где только я тогда ни работала. С Валей Прокиной загружала машины, с Максимом Багровым возила силос. Вдовам невыносимо трудно жилось, каждый наровил обидеть, защиты никакой и помощи тоже. Домашнюю работу делали только по ночам. Даже картошку ночью копали. Трудно было всем нам, но жили весело. Не забыть, как красиво пели наши матери проголосные песни. «Скакал казак через долину» , «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Ой при лужке, при лужке»… Как услышим песню, понимаем: мамы наши с работы идут!»
В третьем классе Валентина заболела желтухой, отправили ее в санаторий в Спирино. Там поправилась в два раза! Когда приехала весила 15 килограммов, а через месяц – 30! Евдокия Прокопьевна всегда очень хотела, чтобы дочь умела шить. Ооднажды она продала быка за 1000 рублей и купила швейную машинку. Девочке наказала, чтобы никому не говорила, сколько стоит. Валентина оказалась очень способной и быстро освоила швейные премудрости. В двенадцать лет шила себе полностью все вещи, а потом ещё Маруся Прокина научила ее выбивать рисунок на ткани.
Как бы трудно ни было, жили тогда очень дружно. Справляли вместе праздники. Любимым праздником детства была Пасха. Тогда выходили на поляну, где обязательно стояли качели ( качели вообще были в каждом дворе). Старшие играли в бабки, маленькие в мячик, который делали из коровьей шерсти, катали яйца и бились ими. Всю неделю перед Пасхой все копили яйца. У каждого ребёнка был свой день: сколько куры снесут, столько и достанется ему яиц. Вообще-то, всю продукцию с подворья (молоко, яйца, шерсть, мясо) сдавали государству. От скотины оставляли себе только ноги, голову и ливер. В их семье не ели мяса, пока не купили поросёнка. А кормили его щавелем, который рос за огородами.
Несмотря ни на что, Валентина сумела закончить восемь классов, а потом пошла работать дояркой. Ей дали одиннадцать коров, которых тогда доили вручную. Работу свою она очень любила и трудилась на ферме около 30 лет. Но потом заболели ноги, пришлось уйти.
Наставницей молоденькой доярки стала Дуся Корнилова. Это была трудная работа. Корм возили сами на одной лошади по очереди. Телят носили на руках в красный уголок и ухаживали за ними двенадцать дней, потом только передавали в телятник. Сами топили печку, сами готовили дрова, сами носили воду. Работала Валентина вместе с Шурой Прокиной, Нюрой Соловьёвой, Валей Пахтусовой,Тоней Евсеичевой, Марией Корниловой – все они были знатныи труженицами. Только молодость брала свое. В перерывах между дойками девчонки играли в шаровки. С ними всегда рядом бригадир Николай Пунанов. «Он для нас был, как отец родной, а мы все вокруг него безотцовщина», – со слезами на глазах произносит Валентина Максимовна.
В 1962 году Валя встретила хорошего парня, знаменитого деревенского гармониста Николая Петерс. Их любви может позавидовать каждый. В согласии прожили они более 50 лет. Всегда были друг другу помощью и поддержкой. Они воспитали хороших детей: сына Виктора и дочь Ольгу. Ольга работала в медсестрой в онкологической больнице города Новосибирска. К ней обращались все жители родного села, и всем она помогала. Ей передались все лучшие черты ее прекрасных родителей. К сожалению, по болезни Ольга рано ушла из жизни. Но есть ещё внучки, которые помогают пережить горе, скрашивают нелёгкую жизнь и поддерживают своих знаменитых дедушку и бабушку. Не смотря на то, что Валентина Максимовна имеет орден Славы 3-й степени, орден Трудового Красного Знамени, звание Ударник коммунистического труда с 1980 по 1985, она всегда говорит: «Я работала, как и все!»