Фольклорный коллектив "Подарины", Руководитель Ю. Н. Кайгородов
(в верхнем ряду, второй слева)
Юрий Николаевич с женой Зинаидой Алексеевной
Встречаются на жизненном пути такие люди, которых не хочется забывать. Не хочется и не можется. Оттого что после встречи с такими людьми что-то будто меняется вокруг тебя. Сначала снаружи, а потом и внутри. Это едва уловимые, на первый взгляд незаметные изменения, и в твоей жизни словно становится чуточку больше света, тепла и добра.
Такие люди создают приятную и спокойную атмосферу, где бы они ни находились, освещая даже темную комнату своим внутренним сиянием, словно восковая свеча. Они могут быть совсем немногословны, но их слова очень ценны и значимы, потому что исходят они из самого сердца. Они стремятся быть полезными этому миру. Или хотя бы тому малому обществу, в котором живут изо дня в день. И в каждом их деле, за что бы они ни взялись, есть искра, а в каждом слове – искренность. Они живут – душой и, сами того не замечая, помогают другим: жить, любить и верить, а после оставляют в нашей памяти вместо себя теплый мерцающий свет, не гаснущий еще долгое-долгое время.
Одним из таких людей был Юрий Николаевич Кайгородов, оставивший после себя в наследие прекрасные стихи, песни и светлую добрую память.
Юрий Николаевич Кайгородов родился 21 июля 1942 года в деревне Алексеевка Ордынского района Новосибирской области. Жил он вдвоем с матерью, так как отец пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Воспитывал его дядя, по-отцовски и «по-мужски», он и привил ему любовь к музыке, подарив 7-летнему Юре первую гармошку и научив играть. Подрастая, со временем развивая свои творческие способности и все больше раскрывая свой талант, Юрий все чаще стал играть на гармошке на вечерках да посиделках народные песни и частушки.
В 1958 году, в возрасте 16 лет, окончив специализированные курсы, Юрий стал работать трактористом при Красноярском совхозе. Там же, в селе Красный Яр, окончил музыкальную школу в 1959 году.
Чем старше становился Юрий Николаевич, тем яснее понимал свое предназначение, и тем больше его тянуло к культуре и творчеству. В 1960 году он был принят на работу заведующим Козихинским сельским клубом. Но через год, в 1961, был призван в ряды Советской армии в Новосибирский отдельный окружной батальон связи. Там он начал писать стихи, первым было стихотворение «До свидания, друзья!», посвященное демобилизованным сослуживцам, среди которых были – Орловский, Гарин, Веттерманн и Шахрай, ставшие позднее известными музыкантами и работниками Новосибирской филармонии.
Отслужив положенный срок и вернувшись на малую родину, в 1965 году Юрий Николаевич переехал в село Сушиха и был принят на должность заведующего Сушихинским сельским клубом, затем в 1969 году – заведующим Усть-Луковским сельским клубом, а в 1983 году переведен музыкальным работником в Усть-Луковский Дом культуры. В это же время он обучился на электрика и электрогазосварщика и работал по специальности в совхозе «Луковский», параллельно занимаясь творческой деятельностью
Юрий Николаевич успел потрудиться музыкальным руководителем в детском саду, методистом Дома культуры. В 1995 году организовал фольклорный ансамбль «Подарины» и стал душой этого коллектива. Просуществовали «Подарины» почти 10 лет.
Всё это время он писал музыку на собственные стихи и стихи других поэтов. Несколько своих песен подарил ансамблям «Сибирские зори» и «Тальянка», тем самым внес вклад в культурное развитие не только родного села, но и Ордынского района.
Все годы он был очень нужным человеком для односельчан. В те времена ни одна свадьба или проводы в армию не обходились без его гармошки или баяна. Он мог легко подыграть любую мелодию любимой песни в нужной для исполнителя тональности. Звонко звучали каблучки женщин, когда он играл плясовые наигрыши и частушки.
Глубоко, всем сердцем любил Юрий Николаевич родные края, каждый раз снова и снова вдохновляясь щедротами русских полей, лесов и рек. Он замечал красоту в совершенно простых и привычных вещах, влюблялся всей душой в те просторы, что окружали его, где бы он ни находился. В одной из своих песен он признается о том, что «речушкой, грибами да ягодой присушила Сушиха меня». Или «Ордынка, Ордынка, а ласково – Ордыночка,
до боли сердцу милая, тут вся моя родня!». И тут же:
Наш дивный поселок веселый
Построили мы на полях красоты.
И хлебное поле, и рощи, и море,
И сосны в дозоре – всё это ты.
Откуда истоки его задушевной лирики? Божья искра? Музыка и поэзия идут рука об руку и частенько сливаются воедино, превращаясь в песню, что льется из самого сердца. Слушая его песни, сам начинаешь влюбляться в эти места и верить, что оказался в них не случайно, а потому что лучше этой земли ничего и нет на свете. Юрий Николаевич всегда ценил то, что у него уже есть и не требовал большего, старался быть благодарным за возможность просто жить и заниматься любимым делом.
Источником вдохновения для Юрия Николаевича Кайгородова была и его семья: жена Зинаида Алексеевна, дочери Ирина и Ольга, а также внуки. В них он не чаял души, был очень заботливым, терпеливым и любящим мужем, отцом и дедушкой. Одной из самых теплых и трепетных песен, посвящённых жене, стала песня «Рубашка». А в строках, посвящённых дочери Ирине, чувствуется бескрайнее море тепла, заботы и благословения.
Из воспоминаний дочери Ольги:
«Папа часто что-нибудь насвистывал тихонько, себе под нос, когда был занят делом. А делом он был занят всегда, вечно что-то мастерил, чинил, строил. И только теперь, спустя много лет, я поняла, что его тихое посвистывание означало прекрасное расположение духа – он жил в ладу с собой и миром. А еще то, что он жил музыкой и ритмом очень естественно, как дышал. Мне казалось, что он любил в этой жизни всё. Не любил только высокомерие, пафос и ложь. Любил собирать грибы и ягоды, почему-то тогда ему и приходили мысли, которые складывались в строчки стихов.
Бывало, что в доме становилось тихо – папа что-то записывал. Мы не знали что, только догадывались и старались не мешать. Бывало, что брал баян или аккордеон и пробовал мелодию, стихи и музыка сочинялись параллельно. Когда работа продвигалась с трудом, он много курил. Помню каморку Луковского клуба, где он работал, всю в дыму – хоть топор вешай.
Мы никогда не обсуждали его стихи и относились к ним, как к любому другому его труду – без восхищения, как само собой разумеющемуся делу – хорошо, что сделано. Нет, гордость была. Когда хор Луковского ДК пел его песни, конечно, сердце замирало от тихой радости.
Я видела, как его уважают люди нашего села. За то, что много умел, мог разобраться в устройстве механизмов или в сложной жизненной ситуации, без лишних разговоров приходил на помощь. Не спешил с выводами. Его любовь к людям была безграничной. С любым человеком он находил общий язык, изначально относился с уважением. Особенно это было заметно по тому, как он общался с детьми – на равных, как друг, не поучал, а учился, не показывая свою «взрослость», а восхищался, замечая то прекрасное, что есть в каждом человеке».
Всю свою жизнь Юрий Николаевич много читал, очень любил русских классиков, а также стихи сибирских поэтов – В. Балачана, Н. Вяткина. Возможно, эта любовь к поэзии, музыке помогала ему не сбиться с жизненного пути, преодолевая разные невзгоды. Справляться с жизненными трудностями и продолжать заниматься любимым делом ему помогала жена Зинаида Алексеевна, которая всегда оставалась рядом с ним и была верной подругой и мудрой хранительницей домашнего очага.
В 2001 году у Юрия Николаевича случился первый инсульт. В связи с этим, в 2004 году, было принято непростое для супругов решение покинуть село Усть-Луковка, ставшее за долгие годы родным, и переехать поближе к дочери, в село Рогалево. И даже тут, несмотря на слабое здоровье, душа тянула продолжить любимое дело. В Рогалевском сельском клубе Юрий Николаевич успел подготовить и провести несколько концертных программ с фольклорной группой «Селяночка».
11 апреля 2006 года Юрия Николаевича Кайгородова не стало. Но память о нем до сих пор живет в светлых воспоминаниях родных и друзей, а также в его песнях о большой и малой Родине, о любви и дружбе, о высших жизненных ценностях и о простом житейском счастье.
Ирина Ануреева (дочь Ю. Н. Кайгородова)
2022 год