Багрова

Екатерина

Афанасьевна

 Екатерина Афанасьевна и Максим Алексеевич Багровы 

       Ее родители встретились в Сушихе. Мама, Анастасия Фоминична, приехала сюда из далекого Воронежа, отец, Афанасий Андреевич – с Алтая.  Один за другим появились в их семье  пятеро детей: Иван, Аня, Петя, Катя и Коля. Екатерина Афанасьевна родилась 18 августа 1932 года.  Мать, как и все бабы, трудилась в колхозе. Отец бригадирствовал на третьей ферме. Был он очень красивым и очень любил детей, особенно Катерину. Частенько брал ее с собой и катал на коне

          Первым на войну в 1942 году провожала их семья старшего сына Ивана.  «Помню, как  все пошли на улицу, а мне нечего было надеть, и бабушка дала свою фуфайку, – рассказывает  Екатерина Афанасьевна. – Взрослые заставляли меня плясать. Плясать не хотелось, но плясала. Потом все плакали. Брата с мужиками посадили на подводу,  и они   поехали…»    В тот же год забрали и отца. А вскоре на Ивана пришла похоронка.

        «Мама с бабушкой поставили на стол его портрет и плакали. И я плакала с ними, – продолжает свой горестный рассказ Екатерина Афанасьевна. – Ваня   вначале раненый лежал в госпитале. Мама днём и ночью выбегала на улицу, всё ждала его. Но он не вернулся».

          В школу Катя ходила недолго – закончила всего 4-го класса, хотя учиться очень нравилось. Особенно любила читать и учить стихи. Бывало,  Коле зададут стихотворение, а она первой его запомнит. Брат за это на нее сердился. Но на занятия ходила только до наступления холодов – не было одежды. Однажды  от школы  ей купили ботинки и зелёное, очень красивое пальто, которое девчонка особенно берегла. Даже одевать боялась: вдруг ребятишки замарают! 

         Работать Екатерина Афанасьевна начала с десяти лет: «Отправили меня на покос, возить  на коне  волокушу,  – вспоминает   она. – Мама посадит на коня, и я езжу, а сама-то  еще  совсем маленькая. Помню, жарко было очень, так мне  голову замотают платком и дальше еду.  Ходила  с такими же девчонками на прополку в поле. Трудились не за страх, а за совесть – вырывали  всё до единой травинки. Работали на току –  зерно сушили. Приходилось и скот пасти, и помогать маме пахать на корове: она за плугом, а я корову погоняю».

         Навсегда осталось в памяти постоянное чувство голода. Выручал, как и многих в деревне, «подножный корм».  Летом ребятишки собирали щавель, бабушка потом его сушила и  варила кисель. Шла в ход и лебеда, но не каждый мог ее есть. Катю от нее рвало. Чай пили с солью вместо сахара. Порой голодали по одиннадцать дней! Бабушка тогда собирала по дворам милостыню. Весной, когда сходил снег, шли в поле копать мороженную картошку, которую пекли в печке.

          «Одежды у нас почти не было. Одна юбка и одна кофта. Выстираешь их и опять на себя, – качает головой Екатерина Афанасьевна. – Про нижнее белье и говорить нечего. Но, не смотря ни на что, дружно жили. Мать всегда жалели. И веселились порой.  Мама нам песни поёт, а мы пляшем». 

          В 17 лет Екатерина Афанасьевна пошла трудиться на ферму и 20 лет проработала дояркой. В 1953 году она вышла замуж за Максима Алексеевича Багрова, человека очень доброго и надёжного. На его долю выпали особенно тяжелые (даже по меркам того времени) испытания.   В двенадцать лет мальчик остался без матери (она умерла). Отца взяли на фронт. Старшая сестра работала в Новосибирске на заводе  Чкалова, но случилось несчастье, и её посадили. Однако парнишка сумел достойно снести все удары судьбы и нашел свое место в жизни.

         Это была очень красивая и любящая пара.  Хозяйка – признанная рукодельница. Она вышивала ковры, выбивала салфетки, а еще пекла самые вкусные в деревне пироги (ее умение вкусно стряпать переняла потом сноха Елена). Но в 1989 году их семью постигло несчастье: погиб муж Екатерины Афанасьевны. Поддержкой ей в  эти годы стали прекрасные дети Галина, Николай и Сергей. Сейчас бабушку радуют своей любовью  замечательные внуки и правнуки. А это лучшая награда каждой женщины. И именно поэтому Екатерина Афанасьевна считает себя счастливой.