Языков

 Георгий

 Маркович

Георгий Маркович Языков родился в селе Спирино Ордынского района Новосибирской области 20 ноября 1921 года.  В семье было семеро детей. В школу пошел в 1930 году, а в 1937 году, окончив 7 классов, поступил в Каменское педагогическое училище. В 1940 году, по окончании училища, получил аттестат и квалификацию – учитель начальных классов, но поработать не пришлось.  В этом же году его срочно призвали на действительную военную службу – даже родным сообщить ничего не успел.

Армейская служба началась на Украине, в Житомирской области, в военном городке по названию села Скоморохи, где дислоцировалась 8-я воздушная дивизия.  В мае 1941года Авиационный полк и обслуживающий персонал выехали в летние лагеря – в поле около города Новоград-Волынск, что в 20 километрах от государственной границы с Польшей.  Георгий Маркович вспоминает: «Время стояло тревожное, но, несмотря на это, ни у кого даже предчувствия надвигающейся войны не было. Все знали: у нас с Германией пакт о ненападении. В ночь с 21 на 22 июня около пяти часов утра нас подняли по сигналу «Боевая тревога». Каждый занял свой пост. Мой находился при химической лаборатории, чтобы обеспечить защиту аэродрома при химической атаке со стороны противника. Когда наступило утро, командир объявил, что немецкие войска напали на Советский Союз. Первая мысль, которая промелькнула в голове, была – остаться в живых, не уронив своей чести.

Утром 23 июня 1941 года наши самолёты, бомбардировщики отбомбились, а назад вернулись с «хвостом»: к ним, как выяснилось позже, пристроился немецкий самолёт-разведчик. Покружился он над аэродромом и улетел обратно. А через два часа на наш аэродром напали двенадцать немецких самолётов.

Страшно вспоминать, что было дальше. Траншеи открыть не успели, палатки для личного состава стояли рядом с аэродромом. Люди бежали, стараясь укрыться от вражеских самолётов, которые засыпали нас бомбами, обстреливали, гонялись за каждым бегущим…

Когда всё закончилось, вместо лётного поля и самолётов – воронки, горящая техника, скрученный металл, кругом убитые и раненые. Уцелевших собрали только на вторые сутки. Люди были растеряны и потрясены случившимся. Те немногие самолёты, которые уцелели, перебазировали в другое место. Всем нам сразу стало ясно, что война будет тяжёлой.

Враг продвигался вглубь нашей страны, и нам приходилось отступать.  Отступление продолжалось до самого Сталинграда».

Еще в июле 1941 года Государственный комитет обороны издал постановление, в котором предписывалось в кратчайшие сроки развернуть на мощностях Наркомата пищевой промышленности выпуск зажигательных бутылок, контейнеров. Их заполняли горючими смесями специально обученные люди, среди которых был и боец Языков. При взрыве контейнеров температура горения достигала тысячи градусов. Также на прифронтовых аэродромах заливали в бомбы жидкий кислород, который доставлялся из Москвы. Бомбы, контейнеры с горючей смесью подвешивали к самолётам У-2 (после войны их стали называть «кукурузниками»). Кроме того, при бомбометании использовались ампулы, снаряженные смесью «КС». Их загружали в фанерные кассеты с взрывателем. На заданной высоте после сброса взрыватель срабатывал, кассета открывалась, и шарики рассеивались на значительной площади, выжигая все при падении на землю. Бомбардировали с самолетов на малой высоте, преимущественно ночью, с целью: не давать покоя противнику, лишать его сна и отдыха, изнурять, уничтожать его авиацию на аэродромах, склады горючего, боеприпасов и продовольствия, мешать действиям транспорта, штабов, оперативных пунктов.

После окружения немецких войск под Сталинградом часть, в которой воевал Г. М. Языков, отправили в Крым для окончательной зачистки территории от оставшихся немецких вояк.  Затем   Георгий Маркович   служил в отделе контрразведки «Смерш».  За выполнение заданий командования он был награжден медалью «За боевые заслуги» и получил звание сержанта.

От Сталинграда он прошел через всю Украину, затем – Польшу, Чехословакию и в Германии   закончил свой боевой путь.  В мае 1945-го их часть перевели в город Черновицы, а в ноябре 1945года его демобилизовали как учителя. Но домой он не поехал, остался в местах, где находился вовремя войны на Украине.  В районном отделе народного образования получил назначение в Переможскую среднюю школу военруком и учителем немецкого языка.  Проработал в школе два года, но из-за сильной засухи и трудностей с питанием все-таки вернулся домой.

26 августа 1947 года получил назначение на работу: учителем начальных классов Спиринскую семилетнюю школу Ордынского района Новосибирской области.  С сентября 1950 года стал преподавать математику в 5-7 классах   этой же школы.  Работал завучем. Будучи на пенсии, часто замещал уроки математики. Он был частым гостем в родной школе как ветеран войны и труда, выступал перед детьми и перед взрослыми. Учащиеся и коллеги были частыми гостями у него в доме.   Георгий Маркович пользовался большим авторитетом среди учеников, коллег. С большим уважением относились к нему односельчане.

Он был прекрасным семьянином. Георгий Маркович и его жена Надежда Петровна воспитали двух прекрасных дочерей.

Языков Георгий Маркович ушел из жизни 25 января 2016 года, оставив о себе добрую память.


Из книги:

// Учитель. Воин и труженик: Учителя Ордынского района в годы Великой Отечественной войны.- .- Ордынское, 2019.- С. 61-64