Донова

Анастасия

Васильевна

Анастасия Васильевна Донова с мужем Анатолием

Говорят, старость – это удел избранных. К сожалению, далеко не все доживают до этого возраста. Анастасия Васильевна Донова из Кирзы уже давно преодолела этот рубеж и перешла в категорию долгожителей. Это ее достижение и достояние села, района, страны в целом.

Анастасия Васильевна родилась в Алтайском крае в деревне Соколово, в многодетной семье. Из пятерых детей она была самая старшая. С братом, который младше на два года, пошли в первый класс, сидели за одной партой. Уже с детства она отчаянно дралась с мальчишками, защищая брата от нападок сверстников.

Начало войны помнит до мельчайших подробностей.

– Когда объявили войну, мама лежала в больнице, в Новосибирске. Папу отправили в Камень-на-Оби мост охранять, а на второй день уже повестка пришла. Постряпала ему ночью, добралась до Камня и уснула в сквере: чуть машину с бойцами на Барнаул не проспала. Но успела, выскочила на дорогу, а папа мне рукой машет. Машину, конечно, остановили, попрощались мы с ним…

С этого дня 11-летняя девочка, которой бы еще в куклы играть, повзрослела. Став полноправной хозяйкой, ответственной за младших членов семьи, познала все тяготы нелегкого крестьянского руда.

– Кроме сбора колосков в колхозе, приходилось на своей корове землю боронить,– вспоминает Анастасия Васильевна, в то время малолетняя труженица тыла.– Запрягать в тяжелую борону было нелегко, я прошу: Пеструха, так звали нашу корову, вставай на колени.

И умная кормилица подчинялась хозяйке, опускалась на передние ноги. А однажды весной произошел курьезный случай. Девочка не уследила за коровами, и они переплыли на противоположный берег речки. Возвращать их обратно пришлось в ледяной воде. В итоге – простуженные ноги и другие последствия, сказавшиеся на здоровье. Но самое страшное случилось позднее. Пришла похоронка, в которой сообщалось, что Василий Георгиевич Мезенцев погиб 20 марта 1943 года в деревне Волотово Новгородской области.

Дочь фронтовика бережно хранит присланные краеведами материалы о том, где сражался и как погиб отец. В каких нечеловеческих условиях, в болоте, в обледенелых шинелях бойцам приходилось отражать оголтелые контратаки фашистов. Этот роковой день стал днем памяти и скорби. Как и долгожданный День Победы – с радостью и со слезами.

– Вроде бы и всеобщее ликование, а папы-то нашего нет.

А через 10 лет – новое испытание судьбы. В один год Анастасия Васильевна теряет первого мужа, годовалую дочурку и 45-летнюю маму. Что тогда пришлось пережить – врагу не пожелаешь. Выдержала, не сломалась. Пережитое только закалило характер, сделало ее сильной, несгибаемой и жизнестойкой. Не пасовать перед трудностями научила суровая школа жизни – как военное, так и послевоенное время. Надо было поднимать младших членов семьи. К счастью, все выжили, и до сих пор здравствуют все ее близкие довоенного поколения.

После войны семья перебралась в село Чингис Ордынского района. Там повзрослевшая Анастасия пошла работать в столовую – семью кормить надо было. Продолжить учебу не пришлось, еще при жизни матери в г. Новосибирск поехал учиться брат. Жить с братом стало сытнее. Но вскоре сама устроилась кондуктором трамвая, а позже выучилась и на водителя. Комсомольско-молодежный» – так назывался ее первый новенький трамвай, с которым она не расставалась 15 лет.

Но мятежную душу потянуло на романтику, и она в конце 1950-х годов едет на Камчатку, по ее словам на рыбу. С рыбой не получилось. Пошла работать штукатуром-маляром, а через два года – на мясокомбинат на целых 15 лет. Там в ее послужном списке появляется и еще одна редчайшая для женщины запись: скотобоец пятого разряда. Здесь же молодая вдова познакомилась с водителем Анатолием Доновым и вышла за него замуж.

Ностальгия по родным местам не заставила долго ждать, и семья Доновых возвращается в село Чингис. Здесь Анастасия Васильевна устраивается работать пекарем, но об ее умении разделать тушу животного прознали односельчане и часто приглашали на забой домашнего скота.

– Муж мой удивлялся по этому поводу. Вроде бы в ином доме есть трое взрослых мужиков, а зовут меня…

Тридцать семь лет прожили они с мужем в мире и согласии. Но внезапно остановилось сердце мужа, и в 68 лет Анастасия Васильевна вновь овдовела. А через два года к ней посватался вдовец-земляк Василий Филиппович Свиридов. В 2000 году они переехали в село Кирза. Через 11 лет совместной жизни скоропостижно ушел из жизни ее спутник. С той поры Анастасия Васильевна живет одна.

Время неумолимо движется вперед. Сегодняшней жизнью Анастасия Васильевна довольна. Труженица тыла социально защищена. Живет она в теплой благоустроенной квартире, в капитально отремонтированном доме. Два раза в год проходит лечение в областном госпитале № 1 для ветеранов. Она по-прежнему очень деятельная и увлеченная. Летом на своих четырех сотках выращивает картофель и другие необходимые овощи. Зимой вяжет носочки и декоративные коврики из целлофановых пакетов.

– Без дела не сижу – натура такая,– говорит Анастасия Васльевна.

На вопрос: «В чем секрет столь активного долголетия? Анастасия Васильевна отвечает:

– Я не пила, не курила, всю жизнь трудилась! К людям относилась с добром и делала им только хорошее.

Такая необычная женщина живет в Кирзе. Трудная, но достойная жизнь. Достойная старость. Достойный пример для подражания.

Есть у Анастасии Васильевны цель – встретить 100-летний юбилей. С ее оптимизмом и жизнелюбием это вполне реально.

По материалам газетной статьи

Глуходед, Галина. Есть женщины в русских селеньях // Ордынская газета.- 2020.- № 10 (04 марта).- С. 1,10 : фот.