10 класс р. п. Ордынское, 1952 год.
Панкратова Е. (верхний ряд, третья справа)
Верх-Ирменская участковая больница, 1958 год.
Панкратова Е. С. (средний ряд, третья справа)
Верх-Алеусская участковая больница, 1960 год. Панкратова Е. С. - в центре
Верх-Алеусская участковая больница
Панкратова Е. С. - первая слева
Коллектив женской консультации Ордынской ЦРБ, 2001 год
Панкратова Е. С. (нижний ряд, третья слева)
Семья Панкратовых: Юрий Михайлович, Екатерина Семеновна и дочь Татьяна
Панкратовы, Юрий Михайлович и Екатерина Семеновна, с внучками Еленой и Дарьей
Екатерина Семеновна Панкратова (Плотникова) родилась 26 декабря 1932 года в селе Кирза Ордынского района. И прожила жизнь по русской пословице: «Где родился, там и пригодился».
Год рождения говорит о многом, если подумать, то уже в нем содержится целая человеческая судьба. Пришлось пережить войну с ее голодом и лишениями, долгую послевоенную скудость, годы напряженной работы в суровых условиях сибирской глубинки. Она могла бы опустить руки или перебраться в более комфортные места, если бы не любовь к Ордынской земле и людям, с которыми выпало работать и с теми, кому она посвятила жизнь.
Судьба этой женщины похожа на судьбы многих детей войны и послевоенного времени. Родилась в Кирзе, в крестьянской семье. Отец, Семен Павлович, работал в колхозе имени Калинина трактористом. Перед самой войной перешел в МТС – кузнецом. Мама, Мария Павловна, родившая и вырастившая пятерых детей и награжденная медалью «Материнская слава», работала в полеводстве.
Времена были тяжелые, жили впроголодь. Катя помогала по хозяйству, а летом работала с матерью в поле. До сих пор помнит вкус колхозной пшеничной каши, из-за которой, собственно, и шла на нелегкую работу.
Девочке было 8 лет, когда началась война. Отца призвали на фронт. Собрались родственники, соседи. Плакали. А месяца через полтора Марию Павловну окликнула соседка: - Маша, Семен идет!
Сколько радости было, что отец вернулся! Но после этого Семена Павловича Плотникова забирали на фронт еще пять раз. Наконец, наложили бронь.
В Кирзе была только семилетняя школа. Закончив ее, Катя пошла на учебу в Ордынскую среднюю. Именно пошла, потому что из Кирзы в Ордынку добирались пешком через Елбань, по бездорожью. Александра Ковалева, которая училась вместе с Екатериной, вспоминает, как трудно было преодолевать пешком 20-25 километров в весеннее половодье, да еще в ветхой обувке и такой же одежонке. А ведь шли не с пустыми руками – несли запас продуктов на неделю.
Из 14 человек, пришедших в Ордынскую среднюю школу, 10 классов закончили только четверо.
– Мне повезло больше других, - говорит Екатерина Семеновна. - Я жила на квартире у учительницы русского языка и литературы Натальи Федоровны Царегородцевой. С ней жил больной свекор, а дочери уже учились в пединституте. Знаете, каким замечательным человеком (и учителем тоже) была Наталья Федоровна! Она держала корову, садила огород. И с меня за квартиру ни копейки не брала.
Катя, деревенская девочка, все умела делать по хозяйству и с удовольствием помогала доброй женщине доить, поить, полоть, поливать...
В 1952 году Екатерина Плотникова закончила 10 классов. Куда теперь? Колебаний не было – медицина! Сдала документы в медицинский институт и, о счастье, поступила с первого раза. Впереди шесть лет учебы.
Занятия начались не сразу. Студентов отправили на уборку в один из колхозов Искитимского района – деревня Елбаши. Было и трудно, и интересно. Познакомились, подружились, поближе узнали друг друга Катя получила место в общежитии. Это было трехэтажное здание с подвалом. Первокурсников и поселили в подвале, за который ежемесячно платили немалые по тем временам деньги – 3 рубля. Вся надежда была на стипендию. На первом курсе получали 20 рублей, на последующих – чуть больше. Приходилось учитывать каждую копейку: ведь родные помочь не могли. Даже на каникулах из-за материальных затруднений многие студенты не ездили домой. Они сами организовывали досуг, создавали агитбригаду, готовили концерты и выступали в колхозах Искитимского района.
Так в нелегком труде, жестких жизненных условиях, борьбе с трудностями выковывался сильный, упорный и решительный характер нашего доктора.
... После трех месяцев работы в Верх-Ирменской больнице Екатерине Плотниковой пришлось переехать в другое село, потому что врач, которого она замещала, вышел на работу. Приехал сам Сниховский на машине и увез молодого специалиста в Верх-Алеус.
– Вот привез вам заведующую, – представил девушку Иосиф Тимофеевич.
– Здесь была больница на 25 коек. Мне приготовили большую трехкомнатную квартиру. Включилась в работу. Забот хватало. А приду домой – скучно, одиноко, – рассказывает Екатерина Семеновна. – А тут хорошая женщина, Анна Алексеевна Шарова, предложила перейти к ней. Она жила с сестрой Надей. Надя была слепая. Я, недолго думая, отдала свою квартиру фельдшеру с семьей и перешла к ним.
Жили дружно. Екатерина узнала, что Надя слепая не с рождения. Оказывается, у нее в молодости был жених, собирались создать семью, но он обманул девушку. Надежда тяжело переживала, много плакала и – ослепла.
Будучи в Ордынском, Екатерина Семеновна встретилась с известным в районе окулистом Артуром Александровичем Аманом и уговорила помочь Надежде. Он согласился. Приехал в Верх-Алеус и сделал пациентке операцию на один глаз. Подумать только! В то время, в таких условиях решиться на это! Но прооперировал Артур Александрович удачно. Когда через неделю Екатерина Семеновна сняла повязку, то поняла, что Надежда видит.
– Ведем с Анной Алексеевной нашу больную домой, а радости нет предела, – вспоминает Екатерина Семеновна. – Мы всю дорогу донимали Надежду вопросами: «Что это справа? – «Сарай». «А впереди?» – «Дерево».
Имея специальность акушера-гинеколога, Екатерина Панкратова за два года работы в Верх-Алеусе была и хирургом, и терапевтом, и педиатром. Здесь же, в Верх-Алеусе, она вышла замуж, а в 1960 году переехала в Спирино, где жила и работала 5 лет. Спиринской больницей тогда заведовал Михаил Иосифович Добринский, замечательный человек и прекрасный врач. Екатерине Семеновне пришлось совмещать работу терапевта с заведованием родильным отделением. А когда Добринский уехал, она возглавила больницу.
Спиринские женщины до сих пор с большой теплотой вспоминают Екатерину Семеновну Панкратову, а те, кому довелось с ней работать, просто души в ней не чают. Мария Антропова, бывшая старшая медсестра, говорит: «Мы делали не только гинекологические операции, а даже защемленную грыжу оперировали. Екатерина Семеновна – врач от Бога, у нее золотые руки».
Больница обслуживала окрестные села: Кирзу, Черемшанку, Усть-Алеус, Антоново, Чингисы, Милованово, Абрашино. Помощь оказывали всем.
– Однажды из Усть-Алеуса привезли на лесовозе бабушку, – делится Панкратова. – Бык рогом разорвал ей рот до уха (бывает же такое!). Зашили. Все обошлось.
Валентина Гвоздева, почтальон, отзывается о Екатерине Семеновне так: «Ко всем больным относилась одинаково доброжелательно».
А Валентина Трубникова поведала такую историю:
– Случилось так, что сестра мужа издалека привезла и оставила у нас на время семимесячную девочку. Мы согласились помочь – надо было выручить родственницу, тем более, что у нас жила бабушка этой девочки. Через два месяца малышка сильно заболела, и мы привезли ее в Спиринскую больницу. Обнаружилась пневмония. Девочку в тяжелом состоянии положили вместе с бабушкой. Екатерина Семеновна трое суток не отходила от больной, спала рядом с ней. Она буквально на минутку убегала домой (хорошо, что жила рядом с больницей). Выходила нашу девочку. Как мы ей благодарны!
До переезда в Ордынское в 1965 году Екатерина Семеновна успела поработать в Спирино, Верх-Алеусе, Верх-Ирмени. И, удивительное дело, ее там помнят до сих пор. Помнят коллеги, помнят женщины, которым она первым объявляла о рождении нового человека. Есть за что помнить – условия работы врача тех, не столь уж далеких лет, сегодня воспринимаются, по меньшей мере, как предельно экстремальные, если даже в самом Ордынском бригада «скорой помощи» выезжала в это время на вызовы, как сказано в одном официальном документе, «на конной тяге».
В интервью, данном в 1967 году корреспонденту районной газеты «Ленинский призыв» Екатерина Семеновна рассказывает: «Вспоминается такой случай. Вызвали ночью – женщина при смерти. Грязь, дождь. Сели в машину с операционной сестрой, и шофер повез. Те, кому приходилось раньше в непогоду ездить по (грунтовой) дороге Ордынское-Пролетарское, знают, что это было за мучение. Мы не доехали, машина сломалась под Абаем. Пришлось идти ночью по грязи в поселок, искать трактор, который и дотащил машину до больницы. А потом, прямо с ходу, операция! Человека мы спасли».
В таких условиях Екатерина Семеновна Панкратова работала годами, освоив в качестве транспорта все средства передвижения – от телег до вертолета.
В результате настойчивых и многолетних усилий самой Панкратовой и ее коллег удалось добиться больших положительных сдвигов в сознании земляков. Например, приучить ордынских женщин рожать в больницах, а не на дому, как поступала еще в середине 50-х годов почти треть ордынских рожениц, причем 3% ухитрялись вообще обходиться без помощи врачей – со всеми вытекающими из этого обстоятельства невеселыми последствиями.
Став в Ордынской больнице заведующей родильным отделением и заместителем главного врача, Екатерина Семеновна на целые десятилетия превратилась в крестную мать и поселка, и всего района. Отработала она в Ордынской ЦРБ 34 года, уйдя на пенсию только вместе с двадцатым веком. Но и на пенсии не засиделась – стала депутатом районного Совета, выступала почти на каждой сессии и всегда по делу.
При всей своей загруженности на работе Панкратова успевала справляться с домашними делами, всегда активно занималась общественной деятельностью. Ее портрет постоянно был на Доске почета.
Екатерина Семеновна – Отличник здравоохранения, имеет орден Трудового Красного Знамени, 2 медали, множество почетных грамот и благодарностей. В 2002 году решением районных властей Екатерине Семеновне присвоено звание «Почетный гражданин Ордынского района» – она получила это звание третьей, после Неделько Ф. Н. и Бугакова Ю. Ф. Так отмечены заслуги Этого доброго человека, настоящего профессионала, «влача от Бога», которого любят и боготворят женщины.
2024 год
Составлено на основе публикаций и записанных воспоминаний Панкратовой Екатерины Семеновны.
Использованы фотографии из личного архива.
Библиография:
- Лыков, О. М. Сто знаменитых ордынцев / Олег Михайлович Лыков .- Новосибирск: РИЦ «Новосибирск» при НГОПО СПР, 2021.- 596 с. : ил.
- Объедкова, Л. Врач от Бога /Любовь Объедкова.- Текст : непосредственный //Ордынская газета.- 2005.- № 155 (27 дек.).- С. 2 : фот.