Бортников 

Борис Павлович

Б. П. Бортников - курсант Красноярского артиллерийского училища

Старший лейтенант Б. П. Бортников (фронтовая фотография)

Военный билет Б. П. Бортникова

 

«На следующий день после объявления войны мы собрались всем классом и решили, что пойдем на фронт. Но направили нас на сенокос. Осенью собирали урожай. Лишь в октябре начались занятия в десятом классе.

А в конце месяца в класс пришли военком и секретарь райкома комсомола. Сказали, что необходимы добровольцы для военных училищ. И все двенадцать парнишек и девчонок добровольно пошли в армию».

Происходило это собрание в июне 1941 года в поселке Красноозерском Новосибирской области. Из этих добровольцев с войны вернулись двое.

Один без руки, второй, Борис Павлович Бортников, о котором  наш дальнейший рассказ, без ноги.  

 

Когда Борис Бортников закончил в артиллерийском училище  Красноярска ускоренные курсы, выяснилось, что младшему лейтенанту всего 17 лет, так как для поступления в  училище он прибавил себе год и посему, как несовершеннолетний, отправке на фронт не подлежит. Бортникова оставили преподавать в училище  до декабря 1942 года, в силу чего он, скорее всего, и уцелел, потому что истребители танков, да еще с пушкой-сорокопяткой, именуемой самими артиллеристами «Прощай, Родина!» долго не живут, иногда хватает и пары боев.

Бортников продержался почти восемь месяцев, вплоть до тяжелейшего ранения 7 августа 1943 года в сражении на Курской дуге. Почти год лечился в госпиталях,  в 1944 году вернулся в Красноозерский район, где и встретил день Победы работником райкома партии на костылях.

В 1948-1950 гг. учился в Новосибирской партшколе, работал в Легостаевской районе, а после ликвидации района, в 1954 году, был направлен в Ордынское секретарем парткома Ордынской МТС. О ее директоре, Михаиле Николаевиче Мельникове, в этой книге рассказывается далее, скажем только, что Ордынская МТС нещадно и несправедливо критиковалась районными властями, однако постояно занимала одно из лидирующих мест в области, коллектив ее отличился в годы целинной эпопеи, руководители и рабочие получили государственные награды, включая и парторга.

После ликвидации МТС Бориса Павловича Бортникова пригласили на работу в райком партии, где он прошел путь от инструктора до второго секретаря, но в 1962 году ушел с высокой по тому времени должности: резко сдало зрение в результате ранений и болезней, он почти ослеп. После лечения ему изготовили в Ленинграде уникальные телескопические очки, очень напоминающие те, которыми ныне пользуются хирурги-офтальмологи, позволившие вернуться к работе.

 В 1962 году Бортников назначается руководителем курсов механизаторов, а когда было принято решение об открытии в районе в 1963 году профессионально-технического училища, его первым директором.

 Начинать пришлось практически на пустом месте — старое здание больницы и один на всех трактор ДТ-54. К 1967 году учебный комплекс Ордынского СПТУ был отстроен, а директор училища получил медаль «За доблестный труд».

Училище стало подлинной кузницей кадров для района. «Прошло 8 лет (со дня организации — Авт.), - сообщала в 1971 году районная газета. - Ежегодно училище выпускает 200 механизаторов. С 1969 года выпускаются специалисты со средним образованием. За последние 2 года училище получило 20 тракторов, автомобилей и комбайнов. 3 года учебы — и ты тракторист 2 класса или шофер 3 класса, или слесарь».

Все эти годы, вплоть до 1974-го, Борис Павлович был одновременно администратором, прорабом, снабженцем, педагогом плюс всевозможные общественные нагрузки по линии партии и комсомола. Большая часть материальной базы сегодняшнего аграрного коллежа — зримый результат его трудов.

Следует подчеркнуть, что Борис Павлович постоянно участвовал во многих перспективных начинаниях.  Полтора года ему довелось руководить отделом культуры, где он успел приложить руки к созданию и первым шагам ансамбля песни и танца «Сибирские зори». Он — первый председатель общества «Знание», некогда активно занимавшегося лекционной пропагандой в трудовых коллективах. При его прямом участии в Ордынском появился районный музей, организатором и первым директором которого Бортников пробыл несколько лет на общественных началах. Отличился и на пенсии он при объявлении поселковым Советом конкурса среди домовладельцев Ордынского в 1980 году,  став победителем в номинации «Дом высокой культуры быта. Лучшая усадьба»

Про военно-патриотические дела я уже не говорю — при нем начиналась поисковая работа красных следопытов района, «Зарница» и «Орленок», строительство мемориала  землякам-героям и все остальное, в чем он принимал участие всегда одним из первых.

В 57 лет Борис Павлович ушел на пенсию по инвалидности, целиком сосредоточившись на общественной работе по патриотическому воспитанию молодежи.  Невозможно подсчитать его выступления перед пионерами, комсомольцами и молодежью или перечислить всевозможные массовые мероприятия, в которых он участвовал, пока хватало сил. И это при том, что в последние годы он практически лишился зрения.

Отличительной чертой Бориса Павловича Бортникова можно считать высокую нравственную требовательность к себе и окружающим. В этом плане он был коммунистом самой высокой пробы, способном на неординарные поступки.

Например, из секретарей Ордынского райкома партии он ушел только потому, что однажды, когда у него еще не было знаменитых телескопических очков, на поле, в присутствии обыкновенных трактористов, из-за меркнушего зрения он перепутал овес с пшеницей. Посчитав, что подобный факт бросает тень на всю партийную организацию и его лично, Борис Павлович и написал заявление об уходе. Поступок!..

Не менее показательный случай произошел с ним в бытность директором Ордынского СПТУ-17. Контингент учащихся в 60-е год  был, мягко говоря, сложный, с современными студентами Ордынского аграрного колледжа даже сравнивать нечего, и вот однажды Борис Павлович нечаянно стал свидетелем, как великовозрастный парень вымогает стипендию у молоденького паренька.

А буквально накануне, на линейке в училище, Бортников еще раз предупредил всех курсантов, что подобные эксцессы будет пресекать со всей беспощадностью. Разгневанный Бортников спустил вымогателя с лестницы, а на следующий день вновь написал заявление об уходе из-за допущенного педагогического срыва. Допустим, подобный случай случился однажды и со звездой советской педагогики Антоном Макаренко, но тот заявления писать не стал. А Бортников ушел из училища, вернувшись в него через несколько лет по настоятельной просьбе его коллектива.

Самое поучительное, что много лет спустя к нему едва не бросился на шею какой-то незнакомец, горячо благодаря за все, что Бортников для него сделал. Оказалось, это был тот самый несостоявшийся вымогатель. Он оказался столь потрясен поступком Бортникова, что буквально пересмотрел свое поведение, начав жизнь по-новому. И все у него получилось самым замечательным образом.  Вполне рядовая житейская  история из времен СССР.

Вот так Борис Павлович и прожил свою жизнь.  Недаром друзья называли его сибирским Маресьевым, хотя, как мне кажется, более точным является сравнение Бориса Павловича Бортникова с Николаем Островским.

Награжды: ордена «Отечественная война» первой и второй степени, медали СССР «За победу над Германией», «За трудовое отличие», «100 лет со дня рождения В. И. Ленина», «За освоение целинных и залежных земель», «50 лет Вооруженных сил СССР», «Ветеран труда», медаль РФ «Маршал Г. К. Жуков».

А еще золотая медаль ВДНХ СССР (1958 г.), почетный знак ЦК КПСС «50 лет пребывания в КПСС» (1985г).

У него была замечательная семья, причем его жена, Мария Яковлевна,   заслуживает отдельного рассказа как великолепный  педагог и не менее замечательный человек. В годы войны она,  девятнадцатилетняя студентка Бийского пединститута, днем училась, а вечерами работала в госпитале хирургической сестрой, ухаживала за ранеными. В 1943 году ее направили работать в Красноозерку, где она и встретилась с Борисом Павловичем. Голод, холод, все мыслимые и немыслимые трудности в войну и после нее — все супруги Бортниковы пережили, все превозмогли. Вместе они вырастили двух дочерей и сына. Естественно, он был заядлый рыбак и охотник. Одно время даже ходил на охоту с уникальным военным трофеем — ружьем самого Германа Геринга.

   Умер Борис Павлович Бортников 1 августа 2006 года.