Аношкин Родион Афанасьевич родился 20 октября 1914 года в селе Шугурово Мордовской АССР в семье крестьянина-бедняка. У его родителей – Афанасия Семёновича и Агриппины Яковлевны – было десять детей. Родион – последний. Семья Родиона в 1926 году переехала в Алтайский край, а в 1931 году вступила в сельхозартель «Труд» (с. Борисово Залесовского района Алтайского края). Родион с шести лет начал работать. Боронил, полол в огороде, в поле. С десяти лет жал серпом, а с двенадцати– косил косой-литовкой сено. Приходилось выполнять тяжёлую мужскую работу, но очень хотелось учиться. В Мордовии в 1925 году окончил начальную школу, а вот семилетку – уже в Алтайском крае.
В 1932 году поступил учиться в подготовительную группу Барнаульского педагогического училища. Учился хорошо, получал множество благодарностей и денежные премии. По окончании училища был премирован путёвкой на экскурсию в Москву и направлен продолжать обучение в Барнаульский учительский институт на историческое отделение, где проучился с 1935 по 1937 год. И в училище, и в институте был старостой. С 1934 до 1942 года – член ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи).
После окончания учительского института Родиона Афанасьевича направили работать учителем истории в школу села Солтон Алтайского края. В этой же школе преподавала математику Татьяна Васильевна Воронова, одна из первых выпускниц Ордынской средней школы, которая впоследствии стала его женой. В 1939 году у них родилась дочь Ольга. За год до войны (в 1940 г.) Родиона призвали в РККА (Рабоче-крестьянскую Красную Армию). В дальнейшем его направили в Иркутское военное училище, на конно-сапёрное отделение. Там он получил звание лейтенанта и был назначен командиром сапёрного эскадрона.
С августа 1942 по март 1943 года Родион Аношкин – командир сапёрного взвода и начальник двенадцатого гвардейского кавалерийского полка 3-ей гвардейской кавалерийской дивизии. Принимал участие в боях в Смоленской области, под Курском, Севском. 13 марта 1943 года под Курском попал в окружение. Когда из него удалось вырваться, из шестисот человек в живых осталось двенадцать.
Каждый год Родион Афанасьевич в этот день обязательно накрывал стол и поминал погибших товарищей. Он считал, что ему несказанно повезло, хотя пришлось до конца жизни носить корсет – с войны он вернулся с двойным переломом позвоночника. Два года по состоянию здоровья не мог работать. Чтобы облегчить свое состояние, он и носил корсет, сплетенный своими руками, а позже ему выдали медицинский корсет. В это время семья Аношкиных уже жила в Ордынском, на родине Татьяны Васильевны.
В 1945 году Родион Афанасьевич Аношкин был принят на работу в Ордынскую среднюю школу учителем географии на 9 часов в неделю. По мере выздоровления нагрузку увеличивал, стал преподавать историю. Родион Афанасьевич проработал в школе тридцать лет. В последние годы он вел уроки труда.
Р. А. Аношкин не единожды был отмечен наградами Родины. Самой главной наградой для него, конечно же, были орден Великой Отечественной войны 2-й степени и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Много у него было и юбилейных медалей.
Родион Афанасьевич был разносторонней личностью. Судить об этом можно и по газетным статьям того времени, и по воспоминаниям его дочери Ольги Родионовны. Чем только ни увлекался этот удивительный человек! Пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов. Участвовал в любительских спектаклях и неоднократно завоёвывал первенство района по шахматам. Был заядлым рыбаком и охотником. И совсем уж необычное занятие – умел плести мебель из лозы.
А вот как вспоминает своего учителя труда бывшая его ученица Любовь Николаевна Белкина:
«…В 1963–1965 годах девочки, как и мальчики, на уроках труда работали и по дереву, и даже по металлу. Самыми памятными были уроки по дереву, которые вёл Родион Афанасьевич. На доске мелом – чертёж табуретки и её отдельная деталь – перекладинка, называвшаяся словом «царга». У меня сохранилась даже фотография: я у верстака в школьной форме, но в сатиновом чёрном фартуке, в руках – рубанок. Худощавый учитель стремительно подбегает ко мне, без слов берёт за рукав (а на нём – нарукавник) и тащит к чертежу, где обозначены размеры этой самой «царги»… Видно, были какие-то ошибки в моей заготовке…
Или вот ещё вспоминается… Мы, десятиклассники, выполняли историческую миссию: ломали старые печки. Они были круглые, обитые железом, и мы, озябшие, любили прижаться по утрам к ним и погреться. И вот торжественно объявили: школа переходит на водяное отопление, долой печки!
Парням нашим даже нравилось разрушать ломиками печи, а мы, девчата, на носилках перетаскивали кирпичи к строившейся во дворе теплице. Из остатков кирпича проложили дорожки, по которым можно было, не запачкавшись, перебегать из здания основной школы в соседнее, где учились начальные классы и был спортзал. Командовал этой «операцией» немногословный, очень подвижный, строгий, но совсем не злой Родион Афанасьевич. Именно – командовал: коротко, чётко, по- военному. Таким он, видимо, был на войне…
Тем удивительнее было его появление в классе на уроке истории вместо заболевшего учителя. Родион Афанасьевич совсем неожиданно повел речь о гипнозе, о Вольфе Мессинге. Ничего-то мы тогда об этом не знали, ведь единственным доступным источником информации в то время было проводное радио. Поэтому слушали его, раскрыв рты. Не услышали даже звонок с урока…
Вот таким он был, наш Родион Афанасьевич…».
Родион Афанасьевич Аношкин ушел из жизни в 1997 году.
Из книги "Учитель. Воин и труженик" (2019 год)