«Живите до 100 лет!» - такие пожелания частенько звучат на юбилеях. Однако мало кто верит, что это действительно возможно.
В нашем селе живет долгожительница Мария Михайловна Моржова, которой идет 99-й год. Это солидный возраст, подразумевающий немалый жизненный опыт и мудрость. Вряд ли из долгожителей встречаются люди, чьи судьбы можно назвать легкими и счастливыми. Моей собеседнице много пришлось повидать, пройти через трудности и потери, но, несмотря на все это, она жизнерадостна и на судьбу не жалуется. На долю Марии Михайловны выпало множество лишений и испытаний, много исторических событий пережила в свой длинный век: коллективизацию, Великую Отечественную войну, голод и разруху – она стала свидетельницей тех событий, о которых мы знаем только из учебников истории.
Росла Мария Михайловна в небольшой крестьянской семье и была у своих родителей старшей из троих детей. Она 1919 года рождения, а братья с 1924 и 1928 годов. Жили в Старом Шарапе, ранее колхоз «Путь коммунизма». Когда героине моего рассказа было 7 лет, у неё умер отец.
Непосильные испытания, выпавшие на долю женщин того поколения, голод и страх, особенно за судьбу детей, изматывали не меньше. Мама работала в колхозе, стряпала хлеб для рабочих. Помнит Мария Михайловна, как училась в школе. В Шарапе до 1960 года школа была только начальной. Поэтому дети с 5 класса учились в Ордынском. Ходили туда пешком. Там неделю жили у родственников или знакомых. А в пятницу приходили в Шарап. «Помоемся, постираемся и обратно в путь дорогу в воскресенье вечером, много нас, детей, ходило – Панка Пузырева, Рая Наседкина, Галя и Федя Булатовы», - вспоминает Мария Михайловна. Жили бедно. Пара тетрадок, карандаши и чернилки непроливающиеся. Сумок не было, в платок завязывали книги и принадлежности. Положишь все в платок, крепко перевяжешь и бежишь бегом".
Летом 1933-го ей было всего четырнадцать лет, чтобы прокормить семью, она пошла, работать в колхоз. Собирали всю молодежь возле конторы и отправляли на поля – полоть пшеницу, рожь. В посевную, когда не хватало рук, и время поджимало, всех, кто был работоспособным, посылали на сев. Есть было нечего. Жили на картошке. По 800 ведер накапывали, из картошки хлеб пекли. Ехали с поля голодные, а песни пели. Ведь сильный русский дух ничем не сломить.
Да Мария Михайловна, собственно, и не умела отдыхать, потому что с детства была приучена к тому, что смысл жизни – в работе. Быть все время нужной людям удавалось благодаря живой энергии женщины и ее отзывчивому характеру. «Вечерами собирались девки и парни со всего Шарапишка возле ограды Булатовых на больших качелях», - говорит звонким голосом Мария Михайловна,- заиграет на гармошке Коля Вяткин и начинаются игры, песни и пляски». Помнит она игру под названием «Перемена».
До войны Мария Михайловна вышла замуж за Шабанова Алексея 1915 года рождения. В 1938 году у них родился сын.
Начало войны Марии Михайловне запомнилось тем, как собрали всех мужчин, в том числе и её мужа, погрузили всех на "колымагу" (большую телегу) и отвезли в район. А после – на фронт. В первом бою еще в самом начале войны под Ленинградом муж Марии Михайловны погиб. Очень тяжело женщина переживала смерть мужа. Во второй раз замуж так и не вышла. Горечь утраты пыталась заменить трудом. В семье мужа, кроме него было еще 2 брата (Илларион и Николай). Они тоже погибли на войне. Мама мужа, получив такое страшное известие с фронта, тоже вскоре заболела и умерла.
Известно, что на долю женщин в военное время легло немало испытаний. Целыми деревнями оставались без мужских рук. А потому всю работу приходилось выполнять самостоятельно. "Хлебнула я горя на своем веку!" - скрипящим от старости голосом и со слезами на глазах вспоминает женщина. В работе себя Мария Михайловна не жалела: во время войны работала в госпитале в городе. Жили в бараке. Маленького трехлетнего сына оставляла одного. После войны в возрасте 85 лет умерла мама. Мария Михайловна вернулась в родную деревню, так как надо было ухаживать за братом Анатолием – инвалидом детства. И снова пошла, работать в колхоз. «В те годы нельзя было не работать»,- говорит Мария Михайловна. Зарплаты не было. Работу отмечали трудоднями. А трудодни меняли на хлеб. 200 грамм на трудодень. Хлеб получали со склада». Никогда не забудет героиня моего рассказа вкус и запах той длинной буханочки хлеба.
После войны питание стало лучше. Мария Михайловна с сыном держали небольшое хозяйство: корову, теленка, поросят, овец и несколько курочек. С каждой живности на дворе надо было сдать налог – 200 литров молока, яйца, шкуры овец. За недоимку могли отнять поросенка. В 1954 году со сменой власти отменили налоги и недоимки, и жизнь стала намного легче.
И таких историй у Марии Михайловны за ее почти вековую жизнь накопилось немало. Любое дело всегда спорилось в ее умелых руках, а упорство и твердый характер помогали быть первой во всякой работе. Пережившая войну, послевоенный голод и разруху, Мария Михайловна уверена, что человек ко всему привыкает в жизни: и к радости, и к грусти. Пожелаем нашей долгожительнице дожить до ста лет, пусть всегда её окружают близкие люди.
Жанна Жунусова, заведующая Новошарапской сельской библиотекой-филиалом