Участник Великой Отечественной войны, первый директор Новопичуговской школы Севастьян Дмитриевич Серенков родился 21 декабря 1915 года в селе Навиловка Гомельской губернии. Когда Севе исполнилось 16 лет, семья Серенковых перебралась в Новосибирскую область и поселилась под Сенчанкой, в коммуне «Верный путь».
До 1940 года Севастьян работал учителем в сельской школе. В 40-м ушел в армию. Шесть лет был на Восточном фронте связистом. После войны вернулся в Сенчанскую школу, уже директором. Замечательный музыкант, художник, талантливый организатор, Севастьян Дмитриевич всегда находился в центре культурной жизни села. Еще до службы в армии он познакомился с заведующей школой в соседнем селе Павино – Анной Сергеевной. После шестилетней переписки они поженились.
В 1950-м Серенкова перевели директором детского дома в Ирмени. Дети очень любили доброго, честного, справедливого директора. К тому времени у него самого уже было трое детей: дочери Саша и Нина, сын Дима. Дочь Нина Севастьяновна вспоминала: «Семья жила при детском доме. Нас, малолетних и не очень обеспеченных детей, привлекали запахи еды во время обеда. Отец не разрешал нам приходить в детдомовскую столовую, дабы, как он говорил, не объедать сирот. Но маленького Димочку трудно было удержать. Когда он забегал в столовую во время обеда, воспитанники прятали его под стол, под длинную скатерть. Пожелав всем приятного аппетита, отец уходил, и тогда Димочку извлекали из-под стола и угощали кто чем...»
Директора любили и уважали и дети, и взрослые. Когда в 53-м из-за затопления земель при строительстве Новосибирской ГЭС детский дом перевели в Колывань, а Севастьяна Дмитриевича назначили на работу в Новопичугово, детдомовцы пешком приходили к нему и просили, чтобы забрал их обратно. «Плакали они, плакали мы», – вспоминает дочь Серенкова. Но помочь детям бывший директор детдома уже не мог: права не имел взять их, да и сам содержал большую семью на маленькую учительскую зарплату.
Работая директором, а с 1964 года – учителем начальных классов Новопичуговской школы, Севастьян Дмитриевич пользовался огромным уважением и любовью среди односельчан. Мягкий, честный, порядочный человек навсегда остался в памяти тех, кто его знал. Вот что о нем вспоминали.
Дмитрий Степанович ЗАЙКОВ, 78 лет:
– Часто ездил с ним по грибы, ходил на рыбалку и никогда не слышал грубого или нецензурного слова.
Александр Терентьевич ШУЛЬГИН, 71 год:
– Я, 13-летний мальчишка, на конях возил детей младших классов в старую школу. Зимой посажу их в сани, наброшу тулуп и мчусь до школы. Не было ни одного случая, чтобы Севастьян Дмитриевич, директор школы, не встретил и не проводил своих учеников. Его забота распространялась и на меня.
Людмила Александровна ВОЛОКИТИНА, учитель биологии Новопичуговской средней школы, бывшая ученица Серенкова:
– Это был светлый человек, излучающий доброту. За ним всегда ходила ватага учеников. Он был любим всеми. Я училась у Севастьяна Дмитриевича в начальных классах. Все уроки у него были одинаково интересны. Хорошо рисуя и играя на гармошке сам, он учил этому и нас. Он был необыкновенно прост в общении, внимателен к каждому. За положительный поступок умел и любил поощрять так, что хотелось в жизни быть еще лучше. Самым большим наказанием у него считалось строго взглянуть в глаза и погрозить пальцем. Для нарушителей дисциплины этого было достаточно. У нас был самый большой класс – 42 ученика. В пятом классе нас разделили на два класса – единственный случай в истории школы. Мы не хотели уходить от Севастьяна Дмитриевича, ему тоже было трудно расставаться с нами. Может, поэтому впоследствии он стал вести уроки истории в средних классах. Спустя много лет он помнил нас всех по именам, интересовался нашими успехами, тем, как у кого сложилась судьба...
А я расскажу вот о чем. Мне, молодой пионервожатой Верх-Ирменской школы, довелось в 1965 году побывать вместе с учителями начальных классов на открытом уроке у Севастьяна Дмитриевича. Была беседа по картине, написанной учителем. Урок прошел на ура. Потом ученики поставили концерт: песни, пляски, игры под аккомпанемент его гармошки. Севастьяна Дмитриевича можно было сравнить с талантливым режиссером. Я тогда не предполагала, что скоро окажусь в одном с ним коллективе. Прошло столько лет, а я все не могу забыть того открытого урока.
Похожие воспоминания хранит о нем каждый, кому жизнь подарила встречу с этим замечательным человеком. А когда однажды семья Серенковых решила поменять место жительства, пичуговцы написали заведующему районо Ивану Семеновичу Третьякову письмо с просьбой не отпускать из школы Севастьяна Дмитриевича. И это сработало.
Не смог Серенков оставить село, где обрел стольких друзей и единомышленников. Находясь в добрых отношениях с руководством колхоза «Красное знамя», он все обращал в пользу школе.
Шли годы, приходили в школу учителя с высшим образованием, и Севастьян Дмитриевич, учитель-практик, постепенно отходил на второй план.
В 1976 году Серенкова отправили на пенсию, а через пять лет он умер. Похоронили первого директора Новопичуговской школы здесь же, в Новопичугове. Обе дочери Севастьяна Дмитриевича пошли по стопам родителей – стали учителями.
Село не забыло Севастьяна Серенкова. Его имя было выбито на мемориальной доске памятника «Ветеранам войны и труженикам тыла от родных и односельчан». Сейчас этого памятника нет, но имя С. Д. Серенкова запечатлено на пилоне «Они вернулись живыми».
В его честь была посажена именная елочка в аллее Славы. Этот человек был Учителем с большой буквы. Память о таких людях должна жить!
Лариса Тарабарская,
2023 год
Составлено на основе газетной публикации:
- Шульгина, Любовь (председатель совета ветеранов). «Это был светлый человек...» / Любовь Шульгина // Ордынская
газета. - 2009, № 142-143 (9665-9666) (28 нояб.). - С. 2 : фот.