Маршал Георгий Константинович Жуков говорил: «Там, где действовали сибиряки, я всегда был уверен в том, что они с честью и боевой доблестью выполнят возложенную на них задачу. Так оно и было в течение всей Великой Отечественной войны. Из Кирзы ушло на фронт 485 человек, вернулись - 88, погибли - 361, пропали без вести 132 человека. Каждый воин вершил в годы войны свой подвиг, добивался своей победы. В героическую летопись села Кирза навсегда занесено имя Петра Ивановича Ильиных. Его называют «человеком , перешагнувшим смерть», он - участник итальянского сопротивления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Ильиных Петр Иванович был призван в армию 3 сентября 1938 года Ордынским районным военным комиссариатом. Начало Великой Отечественной войны он встретил в рядах шестидесятого гаубичного артиллерийского полка, который был сформирован в марте 1941 года. В октябре 1941 года этот полк передислоцировали в район города Тихвин Ленинградской области, где переформировали в бригаду и направили к городу Волхов этой же области. В составе артиллерийской бригады Петр Иванович сражался на Волховском фронте. Его батарея попала в окружение. Из всего состава остались в живых лишь два земляка: Петр Ильиных и Федосей Коряковцев. Спастись удалось в лесу, где долго бродили, соединяясь с другими группами советских солдат. Отряд вырос до сорока человек. Возглавил отряд майор-пехотинец. Было принято решение с боем пробиваться к своим, но кольцо окружения было плотным. Когда от группы осталось не более пятнадцати человек, майор сказал, что выходить будем по 4-5 человек в направлении г. Новгород. С Петром в группу набралось семеро бойцов. Оружие они не бросали. Голодные и обессилевшие они пытались уйти от врага. Когда уже почти вышли к Новгороду, их взяли в плен, а случилось это днем на привале. Решив отдохнуть до ночи и выставив часового, уснули, как только прилегли на траву. Но уснул и часовой. Разбудили бойцов уже автоматные очереди немцев, обнаруживших наших солдат. От разрыва гранаты Петр Ильиных был ранен в руку и спину. В живых осталось трое: он, его земляк Коряковцев, и ещё один русский солдат, фамилию которого он так и не успел запомнить.
Их возили из лагеря в лагерь: Новгород, Эстония, Нарва. Несколько раз Петр Иванович пытался бежать, пока находился на территории своей страны. Но его ловили и после чудовищных побоев возвращали обратно. Затем немцы, набив битком советскими военнопленными железнодорожный состав, отправили его в Италию. Так Ильиных Петр Иванович оказался в городке Монтеротондо, в пригороде Рима. В центре города, на горе, словно часовой, высилась башня. В 1943 году здесь находилась тюрьма, где содержались 70 военнопленных, в том числе и Петр Ильиных. Они ежедневно работали на авиазаводе в Монтеротондо. Днём пленные вместе с итальянскими рабочими выполняли тяжёлые погрузочно-ремонтные работы. Завязалась дружба между рабочими, они вместе продумывали путь к побегу. Командование итальянских партизанских сил, действовавших в области Лацио, приняло решение об организации побега советских военнопленных, содержавшихся в окрестностях Рима. Непосредственная организация побега была возложена на римскую группу русских эмигрантов под руководством Алексея Флейшера (прозвище «Червонный»), который служил на вилле «Тай», принадлежавшей посольству Синай (Таиланд) в качестве метрдотеля. Удача сопутствовала задуманному, так 24 октября 1943 года фашисты справляли праздник «Октоберфест» - праздник молодого пива. С помощью антифашистов, служивших в тюремной охране, удалось напоить часовых. В этот вечер из тюрьмы сбежало 14 военнопленных. С помощью Алексея Флейшера -руководителя русского подполья в Риме, они были отправлены в действующие партизанские отряды. Всего группой Флейшера были спасены 186 советских солдат и офицеров, находившихся в плену на территории Италии.
Группой, в которой оказался Пётр Ильиных, стал командовать Алексей Васильевич Коляскин. Их партизанский отряд находился в районе Джендзано и Палестрины в пригородах Рима. Пётр Иванович вспоминал, какие они были высокие, статные, не похожие на европейцев. Прадед говорил, как часто боялись они этой непохожести ни на немцев, ни на итальянцев, когда приходилось передвигаться в автобусах или по улицам города, где их на каждом шагу могли схватить. В ночь с 28 на 29 января 1944 г. в Палестрину прибыли советские партизаны. Их встретили местные итальянские антифашисты — коммунисты Энрико Джаннети, Франческо Збарделла, Лючо и Иньацио Лена. Перед партизанами ставилась задача - контролировать автодорогу «Галикано — Поли». В Палестрине советским партизанам удалось прожить более месяца, прежде чем произошло столкновение с гитлеровцами. Утром 9 марта 1944 г. партизаны шли по дороге в Галикано. Их движение сзади прикрывали Петр Ильиных и Александр Скороходов. Возле деревни Фонтанаоне для проверки документов партизан попытался остановить фашистский патруль. Один из партизан открыл огонь из пистолета, убив фашистского офицера и еще двоих патрульных. Однако другим фашистам, открывшим ответный огонь, удалось смертельно ранить троих, а Петр Ильиных и Александр Скороходов, отстреливаясь, сумели уйти и дождались спешащих на помощь товарищей. В перестрелке им удалось отбить у фашистов тела троих погибших героев и унести их с дороги. Навечно остались могилы русских солдат у небольшой итальянской деревеньки Фонтанаоне.
Недалеко от местечка Жинсано- Албани партизанский отряд выполнял задание. По дороге в направлении Албани мчался черный лимузин со свастикой на лобовом стекле, а следом автомобиль охраны. Неожиданно из придорожных кустов раздались автоматные очереди, полетели гранаты. В этот раз группа партизан, в которую входил Петр Иванович, взяла в плен командира немецкой дивизии, начальника штаба и четырех немецких офицеров. А уже в декабре 1943 года, получив приказ уничтожить склад боеприпасов в местечке Джендаано, командир группы Алексей Коляскин и Пётр Иванович отправились в разведку. Целый день наблюдали за охраной, и приняли решение справиться вдвоём. Ночью Пётр Иванович тихонько подкрался к одному часовому и, накинув шинель на голову, заколол кинжалом. Затем пользуясь темнотой, надел на себя вражескую шинель, каску и пошёл навстречу другому часовому. Когда они встретились на середине и охранник, ничего не подозревая, привычно повернулся, Пётр Иванович бесшумно прыгнул ему на спину. Всё произошло быстро. Охрана была ликвидирована. Командир с Петром Ивановичем тихо пробрались в слад и, черпая фашистскими касками бензин из бочек, разливали его вокруг, а затем, кинув зажжённую спичку, бросились в темноту. Раздался мощный взрыв! Задание было выполнено - склада больше не существовало! С тех пор Петру дали прозвище «Бесстрашный Петрусь».
Сколько еще было таких крупных и малых операций. Не обходилось порой и без смешных и в то же время опасных ситуаций. Петр Иванович вспоминал, как однажды переезжали на новое место дислокации, ехали в простом автобусе, в котором вместе с итальянцами ехали и немецкие солдаты. Вошел Петр Ильиных и своим сапогом 47 размера нечаянно наступил одной даме на ногу. Та громко вскрикнула и стала осыпать его итальянскими ругательствами. «Не дай Бог, обратится кто - нибудь с вопросом, и тогда все, пропал!» Положил руку в карман, где лежал пистолет и потихонечку стал продвигаться от разъяренной женщины. В случае провала решил не сдаваться в руки живым. Но все обошлось.
Были в истории отряда и такие моменты, когда казалось, что спасения нет. При очередной облаве, загнали немцы их в какую-то пещеру, замуровали камнями вход и пустили туда газ от автомобильных двигателей. Целый день караулили фашисты у пещеры, когда партизаны сдадутся, но они, задыхаясь от дыма и газов, затаились. Решив, что все в пещере погибли, немцы покинули свой пост, ведь даже мертвые партизаны внушали «бравым солдатам» ужас, и ничто не могло их заставить остаться у пещеры на ночь. Сам факт существования русских партизан в окрестностях Рима приводил фашистов в панический страх. Дерзость, отвага, неуязвимость партизан бесила немецкое командование. По всей итальянской провинции висели объявления: «Банда русса», где за каждого пойманного русского обещали 300 тысяч итальянских лир.
4 июня 1944 года в Рим вступили танки союзников. Отряд под командованием Алексея Коляскина вошел в объединенные силы советских партизан и 6 июня вступил в бой с фашистскими танками под Монтеротондо. Город Монтеротондо был освобожден отрядом советских партизан, и над фронтоном виллы «Тай» взвился красный флаг, переделанный из государственного флага Таиланда. С красного полотнища был отпорот белый слон, а вместо него нашиты серп, молот и звезда. Несколько месяцев развевался флаг нашей Родины над итальянским городком.
Послевоенные годы
Петр Иванович воевал в Италии, а в далекую сибирскую деревеньку Рогалево пришло страшное известие, что в июне 1942 года Петр Иванович Ильиных пропал без вести. Маленькая дочка умерла от оспы, а молодая жена Наталья осталась одна. После войны она переехала в деревню Пушкарево Ордынского района и вышла замуж.
А Петру Ивановичу после освобождения Италии в 1944 году не суждено было вернуться домой, он снова попал в лагерь, только уже советский, который был расположен в Красноярском крае. Там бывшие военнопленные проходили госпроверку. Там же после лагеря встретил он и свою вторую жену Полину, с которой в 1947 году вернулся в родное село.
В 1954 году, когда на реке Обь в районе города Новосибирска была построена ГЭС, Ильиных переехали из села Рогалево в село Кирза, поближе к большой воде. Поселились в доме на высоком берегу, в месте слияния речки Кирза и реки Обь. Из окон высокого дома все село как на ладони! Петр затем помог переехать в Кирзу и младшему брату Александру Ивановичу, и сестре Екатерине Ивановне с семьями. Стали жить и работать в совхозе Кирзинский. Полина работала дояркой на ферме, а Петр - конюхом, комбайнером, скотником. У них родились четверо детей: три дочки и сын.
Татьяна Петровна Щетинкина вспоминает: «Петр Иванович был очень веселый человек. У него был красивый голос, он хорошо пел, мог на ходу сочинить частушку, подыгрывая себе всем, что попадет под руку: таз, печная заслонка, угольный утюг. А когда собирались родственники, то никто не мог его переплясать!»
Шла мирная жизнь, но по ночам Петр Иванович продолжал сражаться с фашистами. Часто просыпались дети от крика «Daba!» , что в переводе с итальянского «Берегись!». Не забыли его и те, с кем он вместе сражался в Италии. 3 января 1963 года пришло письмо от Алексея Флейшера, отыскавшего через 17 лет своего бесстрашного партизана «Петруся». Вот строчки из этого письма: «Дорогой мой Петрусь! Дорогая моя Полинушка и вся ваша славная детвора… В добавление к моей новогодней открытке хочу порадовать вас, «милых римлян», с приятной новогодней весточкой от нашего Сергея Сергеевича Смирнова…» Флейшер рассказал о том, что писатель Сергей Смирнов работает над материалами о боевых действиях русских партизан в итальянском сопротивлении фашизму. «Не теряй с нами связи, Петрусь. Нас немного осталось, и мы должны помнить погибших товарищей и дорожить нашим незабвенным прошлым», -писал Алексей Флейшер.
И в этом же году приехали в Кирзу в гости к Петру Ивановичу и его семье бывший командир партизанского отряда Алексей Николаевич Флейшер и командир группы Алексей Васильевич Коляскин. В 1964 году Петр Ильиных и его боевой товарищ, с которым они прошли вместе и плен, и бои в Италии Федосей Николаевич Коряковцев выступали на Новосибирском телевидении с рассказом о борьбе с фашистами в рядах итальянского Сопротивления.
Орден Красной Звезды
В 1968 году Петру Ивановичу пришло приглашение на встречу однополчан в Москву, но И.Ф.Чернов, бывший в то время директор совхоза «Кирзинский», не отпустил его, сказав, что предателям Родины, бывшим пленным, в Москве делать нечего. И только вмешательство итальянских товарищей, вышедших на Ордынский РК КПСС (Районный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза), и по телеграмме Комитета Ветеранов СССР, помогло, и Петр Ильиных приехал в Москву, где ему за мужество и отвагу был торжественно вручен Орден Красной Звезды.
В 1972 году Петр Иванович ездил на встречу участников итальянского сопротивления в г. Тулу, куда приезжала и Идрана Монтанья, хозяйка одной из конспиративных квартир в оккупированном фашистами Риме. Она в годы войны помогала переправлять бежавших пленных в партизанские отряды.
Умер Петр Иванович в 1975 году. Последние два года жизни сильно болел, но праздник 9 мая был для него святым. В доме накрывали праздничный стол, он с нетерпением ждал, когда же начнется праздничный салют в столице. В этот год Петр Иванович очень ждал Алексея Коляскина, который обещал привезти совсем недавно выпущенную в тираж книгу тульского писателя А. А. Елкина «Приобщение к подвигу», где был описан эпизод с участием П. И. Ильиных.
Щетинкина Екатерина Ивановна, сестра Петра Ивановича, рассказывала: «Петю сильно донимали сердечные боли, он метался, то просил положить его на диван, то на пол. И вот в 9 мая 1975 года в 9 часов вечера на такси из Новосибирска приехал Алексей Коляскин. В дом внесли большие часы и книгу. Взяв в руки долгожданную книгу, Петр Иванович попросил положить его на пол. Он листал книгу и что-то бормотал, видимо вспомнил все. Но когда новые часы пробили одиннадцать, в Москве в это время начался победный салют, Петр Иванович еще три раза глубоко вздохнул и замер". Похоронили Петра Ивановича на сельском кладбище рядом с могилой его матери.