Она – одна из тех, которые не привыкли ждать у моря погоды.
Ей легче трудиться, чем бездельничать.
Такой характер у нее был всегда, именно он и помогает преодолевать невзгоды.
Она – немка по национальности. А когда пошла в школу, один мальчишка предложил Эрну называть ласково Иринкой, на что она ответила: «Зовите, как хотите». Так Эрна Фридриховна на всю жизнь и осталась Иринкой. «У меня два имени – по документам одно, а в жизни другое». Как сама говорит – для конспирации.
Эрне Фридриховне, или Ирине Федоровне, Гриненко восемьдесят два года. Она много пережила: инвалидность, тяжелое военное детство. Но по-прежнему остается жизнелюбивым человеком, суровым с виду и очень добрым внутри. Уже двадцать восемь лет как на пенсии. Эрна Фридриховна обладает современным мышлением, в курсе всех дел, очень любит общаться с молодежью. С мужем они воспитали двоих детей, а теперь у нее шесть внуков и шесть правнуков. Муж Николай Васильевич умер пять лет назад. Был очень веселым человеком, все его уважали.
Родилась она в Поволжье, в Саратовской области. В семье было пятеро детей, а самая маленькая – Эрна. По халатности воспитателя в яслях стала инвалидом. После того, как уронили со второго этажа, повредились ноги. Когда началась война, семью переселили в Сибирь. Отца посадили в тюрьму в годы репрессий, а в начале Великой Отечественной войны мать забрали в трудармию. Трое младших детей остались одни. «Однажды даже поменяли перину на пироги, было тяжелое время, голодали,- с горестью вспоминает она. Позже ее старшие брат с сестрой начали пасти скот жителей села, и люди помогали им чем могли. Ели траву, варили из нее еду. Но при этом никогда Эрна Фридриховна не сетовала на жизнь, ни на кого не обижалась.
Вместе с будущим мужем закончили училище для инвалидов. Эрна выучилась на швею, Николай – на обувщика. После училища звали в институт без экзаменов, потому что у Эрны были одни пятерки, ей сразу присвоили первый разряд закройщика. Но она отказалась.
– Говорю без акцента, а пишу с акцентом – путаю глухие и звонкие согласные. Сколько не учили меня – не дается. И что же я, думала, буду инженером или модельером, и буду с ошибками писать? Ну нет…
В Ордынское с мужем приехали в 1960 году сразу после учебы. Хотели обосноваться в Спирино, там у них жил друг, и они поехали к нему в гости. Но Эрне это село не понравилось. А когда вышли из автобуса в Ордынском, Эрна сразу поняла, что тут и останется. Сначала жили по квартирам, потом с помощью родных купили домик, в котором и сейчас живет Эрна Фридриховна. С соседями живут очень дружно, пятьдесят лет рядом. Всегда помогали друг другу, проводили вместе праздники.
Эрна Фридриховна работала закройщицей в Доме быта, позже стала бригадиром. Работала всю жизнь только на одном месте, тридцать четыре года. Некоторое время преподавала в школе уроки труда. Однажды к ней в гости приехала племянница, и, когда они шли по улице вдвоем, девочка удивилась: «Тетя Ира, с тобой все здороваются. Все знают»!? В молодости постоянно принимала участие во всех общественных делах, семь лет была секретарем партийной организации. И сегодня все коллеги ее помнят, поздравляют с праздниками. Со многими Эрна Фридриховна созванивается, поддерживает общение.
Наград за ударный труд у Эрны Фридриховны Гриненко очень много, есть орден «Знак почета».
– Когда приезжал внук, сильно заинтересовался этим, просил все показать. Пятьдесят с лишним грамот насчитал. Сколько раз пыталась выбросить, но дети не разрешают: «Это же история!».
«В молодости мы никогда не сидели на месте!»- вспоминает Эрна Фридриховна. Она и сейчас не сидит, говорит, что у нее не хватает терпения. Любит заниматься огородом. Зимой читает книги, которые дочь десятками приносит из библиотеки. Связанные своими руками коврики дарит детям и внукам. Она с гордостью утверждает: «Делаю все, что могу». Любит включать подаренный внучкой магнитофон и слушать старые романсы. По телевизору смотрит фильмы и музыкальные передачи. Очень вкусно готовит, стряпает национальную выпечку. Внуки всегда просят испечь любимые немецкие кребли и штрудели с тыквой.
Эрна Фридриховна делает подарки детям и внукам на праздники. Старается оригинально их преподнести. И в молодости она была затейницей. Устраивала творческие соревнования между предприятиями. Сожалеет, что не знала о проходившем в Усть-Алеусе фестивале «Мои корни», а так бы обязательно поехала.
Эрна Фридриховна говорит, что сейчас жить можно и нужно. Главное – не опускать руки и всегда двигаться дальше.