Бортникова

Мария

Яковлевна

Мария Яковлевна Бортникова. 

Фото из Ордынской газеты, 

№ 132-133, 2012 год

Бортниковы Мария Яковлевна и Борис Павлович на своей усадьбе

       Мария Яковлевна  Бортникова родилась в 1922 году в селе Баево Панкрушихинского района Алтайского края. Здесь закончила начальную школу, среднюю - уже в Горноалтайске, куда переехала семья.                               

         Война застала  Марию Яковлевну в городе Бийске, где она училась в  учительском институте. Тогда все студенты были военнообязанными.  Девушки  прошли подготовку медицинских сестёр на случай войны. В июле, августе 1941 года в Бийск, где организовали госпитали, стали поступать первые эшелоны с ранеными.  Марию Яковлевну направили работать в один из госпиталей. Все работники здесь были заняты на разгрузке эшелонов с ранеными. Их поступало так много, что приходилось работать сутками. 

         Воспоминаниями о годах войны Мария Яковлевна  делилась со  своими детьми.  Вот что рассказывает дочь Наталья: «Еда была скудная, работали до обмороков. Маме тогда было 19 лет. В госпитале она была хирургической сестрой, во время операций подавала инструменты, бинтовала, ухаживала за ранеными. Днём мама училась в институте, вечер и ночь  дежурила в госпитале. Это  было очень тяжело и физически, и морально: рядом боль, страдания, смерть... И так два года.»

         В августе 1943 года Марию Яковлевну направили по распределению  в село Краснозёрское инспектором в РайОНО. Трудное было время. Ни машин, ни лошадей. Мужчины все на фронте. В селе только вернувшиеся с  войны инвалиды. Эти годы стали сами напряженными: в школах не хватало учебников, тетрадей. Доставали бумагу и разлиновывали её. Ребята не знали, что такое летний отдых – каникул практически не было. 

         Школьники  наравне со взрослыми работали в поле: сажали, пололи  и копали картошку.  Не умеющие даже правильно держать косу мальчишки и девчонки научились косить. А зимой Мария Яковлевна вместе с учителями и учениками, как и многие советские люди в это трудное для страны время, собирали посылки для бойцов на фронт. Посылали им теплые вещи, кисеты для табака, да и просто рисунки и письма с тёплыми словами.                                                                                       

         Даже в обстановке войны учитель внушал детям, что надо учиться. Помогал им обрести веру в то,  что советский  народ  выстоит, победит.  Мария Яковлевна, как и все учителя, занималась воспитанием душевной стойкости, хотя такого предмета не было в школьной программе. Но тогда это была самая важная наука. С начала войны в жизнь  школы вошли регулярные  политинформации – знакомили всех с обстановкой на фронте,  подвигами героев войны и труда, боевыми эпизодами, сводками Информбюро. Мария Яковлевна такую работу проводила и с учениками, и с учителями.     

     Очень деятельная по натуре, она всегда старалась найти выход из трудных ситуаций. Вот, что рассказала дочь Наталья со слов Марии Яковлевны: «У жителей  давно не было соли. От этого распространялись  болезни.  Мама решила организовать поход за солью.  Матери, чьи дети страдали больше всего, согласились помочь. Они собрали быков, впрягли их в повозки, и отправилась мама в путь на солёное озеро. В  её компании было двенадцать человек - старшеклассники лет по 15-16.  Их матери оставались дома.  До озера, где можно было набрать много соли, более ста километров. 

       Обратно они шли пешком. Более двух недель занял этот поход, но вернулись  с радостью - привезли соль. Матери ребят, участвовавших в этом походе, уже беспокоились. Увидев обоз, бросились навстречу, плакали, целовали детей, целовали соль. Маленькие дети  брали куски соли, лизали и радовались так, как будто это был сахар или другие сладости».

         Затем, чтобы начать учёбу, нужно было заготовить на зиму дрова для школы. До октября Мария Яковлевна со старшеклассниками работала на заготовке дров, лишь потом приступили к занятиям. Зима 1943-его года была очень холодной  и голодной. Почти всё, что смогли вырастить женщины и дети, отправляли на фронт. Многие семьи голодали. В обязанности инспектора РайОНО входила проверка качества преподавания  в школах района. С этой целью, а также для выявления сильно голодающих семей она ходила по деревням в тяжёлом тулупе, в валенках. В день проходила 20 - 40 километров. 

      «Мама была сильная и смелая, – продолжает воспоминания Наталья. –  Голодающим семьям собирали и отправляли еду или с согласия матерей забирали детей в детдом временно, на зиму. От безысходности многие матери соглашались.  Ведь детям нечего было не только есть, но и надеть. Они часто бегали в школу в лаптях, набитых соломой. Но бегали!  Учиться им нравилось».

         Однажды в дальнюю деревню Бортникова поехала с заведующей РайОНО, им  в исполкоме выделили лошадь. Возвращались домой под вечер. Ехали на санях не очень быстро, и их  догнала стая волков. Один волк выскочил на дорогу перед конём.  Конь остановился, захрапел и стал пятиться, никакие удары вожжами не помогали. Положение было отчаянное, волки обступали. Тогда Мария Яковлевна взяла коня под уздцы и повела его на волка, глядя ему в глаза. И… волк отошел в сторону!  Выиграв некоторое время, они помчались. Волки бежали следом, прыгали. Так женщины спаслись и спасли коня. «Когда мама об этом рассказывала, она говорила, что главным было - спасти коня. Конь был большой ценностью», – грустно говорит дочь.

         А вот еще один случай, рассказанный Марией Яковлевной. Шел 1944 год. В то время секретарем Новосибирского обкома комсомола был Егор Лигачёв, позже известный советский партийный деятель, член ЦК КПСС. На одно из комсомольских собраний Лигачёв приехал в Краснозёрское и выступил с речью, призывающей комсомольцев работать еще лучше. В зале было более ста девушек и лишь в первом ряду сидели пятеро парней, вернувшихся с фронта инвалидами: кто без руки, кто без ноги, кто с пробитой головой, кто обгоревший в танке. 

         Лигачёв закончил речь и спросил: «Чем я могу вам помочь?»  Тут из зала крикнула одна девчонка: «Гоша, женихов нам давай, тогда мы горы свернём!» На что Гоша ответил: «Вот, чем богаты, тем и рады…» И показал рукою в сторону этих пятерых парней, израненных и едва живых. Среди них был мой отец – Борис Павлович Бортников, в 19 лет потерявший ногу на Курской дуге.

         Наступила весна, надо было сеять, сажать картошку. Пахали на быках и коровах. Затем опять зима... И так до Победы. Все испытания  и трудности прошла Мария Яковлевна  с честью, всё выдержала, не дрогнула. Такая сила и оптимизм были в этой женщине!  

       После войны Мария Яковлевна  работала учителем истории в Искитимском  районе, а в 1954 году семья переехала в Ордынское, куда перевели ее мужа. Здесь она продолжила свою педагогическую работу в школе №1, в легендарном коллективе, руководимом Александром Васильевичем Носиковым. Ее коллегами были мастера педагогического дела супруги Иван Иванович Царев и Анастасия Васильевна Сурганова, Николай Петрович Иванов, Спартак Фомич Назаренко, Нина Петровна Рузанова, Евгений Михайлович Чеберин.

       В 1980 году ушла на заслуженный отдых. Мария Яковлевна - ветеран педагогического труда, ветеран труда РФ, отличник народного просвещения. Она награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями:  «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В 1970 году была удостоена медали «За доблестный труд" в  ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».              Со слезами на глазах она принимала заслуженные награды. В её жизни было всё: слёзы, голод, потеря близких, война, тяжёлый труд. Но были и радость Победы,  любовь, счастье, рождение детей и мирная жизнь. В семье Бортниковых трое детей, внуки.   Всем своим  детям, как и  своим ученикам, Мария Яковлевна отдавала частичку своего сердца, любовь.   И пока была жива, её повзрослевшие ученики, увидев свою учительницу на улице, спешили на встречу, чтобы  выразить ей свою любовь и уважение.

         Мария Яковлевна Бортникова ушла из жизни  7 марта 2014 года.