Чудакова

 Галина

Гавриловна

Передовая доярка из Пролетарского

          Ее имя не сходило со страниц районной газеты. 

         - То ль никто не работает больше, - не переставала удивляться бабушка Афимья. -  Всё ты и ты тут…

         Галина только отмахивалась в ответ. Какая там передовичка! Просто надо много работать, чтобы из нужды выбраться: кроме стола из-под топора да панцирной кровати в доме и посмотреть не на что…

         - Как пошла на ферму да деньги свои стала получать, радовалась каждой покупке, - вспоминает Галина Гавриловна Чудакова. – С первой зарплаты купила материала метражом да сшила себе платье, долго потом им гордилась. А потом как-то затянула работа. Нас ведь раньше коммунистическая партия воспитывала: пропаганда на высоте была, социалистическое соревнование размах имело.

         Тяжелое то было время. Да, если вспоминать, судьба не баловала Галину вовсе. С 10 месяцев ее растила и воспитывала бабушка.  Родилась в Петровском. С 14 лет родиной стал славный целинный        поселок Пролетарский. С шестнадцати уже подменяла на ферме не только доярок, телятниц и скотников, но порой даже конюха. В 18 стала на пролетарской ферме полноправным членом коллектива животноводов. Ворочала наравне с взрослыми фляги с молоком, таскала мешки, не снимала ни в жару, ни в мороз резиновые сапоги. 

         - Тогда так работали все и все находились в одинаковых условиях, - отрицает свои особые личные заслуги Галина Гавриловна. – В цифрах лишь небольшая разница была. А мешки и фляги ворочать доставалось всем одинаково…

         Разницы в цифрах и привела к тому, что имя Галины Чудаковой из Пролетарского  стало хорошо известно не только всем и каждому в ее родном селе.  Во всем Ордынском районе оно оказалось на слуху. Еще с далеких шестидесятых, когда, словно заговоренная,  она из года в год брала первые места в районе. Громко заговорили о ней, когда в 1980-м получила за труд орден Ленина.  Сам Бугаков звал передовую доярку из Пролетарского работать в прославленной «Ирмени». Как сейчас признается Галина Гавриловна, предложение было заманчивым.  Но тогда посчитала это по отношению к родному коллективу предательством. И осталась. И никогда об этом своем решении не жалела. 

         - Здесь начала свой трудовой путь, - вспоминая далекое прошлое, пытается объяснить свою привязанность к пролетарской ферме Галина Гавриловна.-  Шли годы. Менялись условия труда и быта. Росли результаты. А когда появился на ферме молокопровод, механизировали раздачу кормов, навозоудаление, доярки почувствовали себя женщинами, а не трехжильными мужиками. С годами все тут стало родным и близким. До боли родным…

         День, когда вручали орден Ленина, считает одним из самых памятных в своей жизни: ей, простой доярке из захолустья, и вдруг такая честь…

         - Когда получила его – плакала, - будто заново переживая давнее событие, дрогнувшим голосом произносит Галина Гавриловна.. -  Жила  я с бабушкой. Бедно мы жили. А потому, когда подросла – хваталась за все, лишь бы не нуждаться. Старалась работать на совесть, чтобы стыдно перед людьми не было. А вышло – еще и награду заслужила…

         Отмечен труд Галины Гавриловны Чудаковой еще и орденами «Знак Почета», «Октябрьской революции». С 27 центнеров молока на корову подняла надои в своей группе до 40 с лишним центнеров.

         - Выпало мне такое в жизни счастье – все суметь. На все хватило сил, я в полной мере использовала их для семьи и для общества… А вообще, это бабушку мою дорогую, Афимью Филипповну, надо было орденами награждать. Я со спокойной душой шла на работу, добивалась там успехов, потому что дом оставался на ней. Пятерых моих детей она поднимала. И шить, и вязать меня научила. Все, сто есть во мне хорошего, настоящего -  от нее…

         За плечами Галины Гавриловны Чудаковой много (36)  лет работы на ферме. Еще она родила и воспитала пятерых детей. У нее есть внуки и даже правнуки. Ни о чем в своей жизни не жалеет. Какая бы сложная ни выпала на её долю судьба, она – её, и дорога ей именно такая. 

         - Случись, повторила бы все вновь… Только хотела бы уже не дояркой, а главным зоотехником себя испытать. Опыт животноводческий помог бы справиться. В мое время в Пролетарском  было 5 тысяч голов молодняка КРС и около 2 тысяч дойных коровушек. Вот и «гремели» на весь район по надоям и привесам…

         Судьбой своей Галина Гавриловна довольна. Она, привыкшая всего в жизни добиваться собственным  трудом, и сейчас, не смотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, ни на кого не надеется. Пенсии хватает.  Хватает и домашних забот-хлопот. До сих пор держит хозяйство. Единственная печаль: до сих пор не может смириться со смертью любимого мужа. На вопрос о мечтах и планах ответила просто, и не задумываясь: «Хочу работать и помогать детям. И не потому, что такая я уж хорошая, просто очень люблю всех их, моих родных…»

Наталья Грязнова