ВЪ ВЕРХОВЬЯХЪ ВОЛГИ.

(Путевые наброски).

«Въ Тверской губерніи лежитъ большое, многоразвѣтвленное и съ многочисленными островами, озеро Селигеръ, почему-то принимаемое многими, иногда, повидимому, просвѣщенными лицами нашего общества, за истокъ Волги, между тѣмъ какъ даже непросвѣщенный людъ, живущій по Селигеру и въ его окрестностяхъ, знаетъ очень хорошо, что начало Волги не здѣсь. Однако отсюда недалеко уже и до истока Волги».

Рагозинъ: «Волга».

I.

До Полнова.

КАКЪ НАМЪ ближе проѣхать на Селигерь? — спросили мы въ Валдаѣ нашу любезную хозяйку, Авдотью Васильевну Шишову, содержательницу единственной въ городѣ меблированной комнаты для пріѣзжающихь.

— Вамъ надо на Полново ѣхать; всѣ богомольцы отъ насъ къ Нилу угоднику этою дорогою ходять.

— А дальше?

— А дальше въ лодкахъ ѣдутъ до самаго монастыря. Полново-то на Селигерѣ и стоить. Тамъ мужички и лодки держать для богомольцевъ.

— А сколько верстъ отсюда до Полнова?

— Навѣрно не могу сказать, небывала, — говорятъ, верстъ 50, не больше.

Послали за содержателемъ почтовой станціи; но объявленная имъ цѣна показалась дорогой даже самой хозяйкѣ. Она рѣшила позвать вольныхъ ямщиковъ, и вотъ по площади потянулись къ нашему дому личности въ армякахъ и сибиркахъ, судя по ихъ степенной походкѣ, чаявшія отъ насъ великія и богатыя милости.

Дверь отворяется; входитъ первый ямщикъ.

— Вамъ лошадокъ?

— Да.

— Троечку-съ?

— Троечку.

— Въ Полново?

— Въ Полново.

— Такъ-съ!

Пауза. Ямщикъ хмурить брови, сосредоточенно смотритъ въ полъ, точно рѣшая какой-то важный вопросъ, и вдругъ встряхиваетъ волосами.

— Что-жъ, это можно-съ, — объявляетъ онъ и заламываетъ такую цѣну, какую только русскій человѣкъ въ состояніи заломить.