Контр-адмирал Российского Императорского флота.
Александр Павлович Арбузов родился 21 июня 1810 года в селе Борок Холмского уезда Псковской губернии в семье морского офицера капитана 1 ранга Павла Петровича Арбузова, который на шлюпе «Нева» совершил первое русское кругосветное плавание под командованием Ю. Ф. Лисянского.
Начал службу с мая 1825 года гардемарином на Балтийском флоте. В 1827 году окончил Морской кадетский корпус и служил на Черноморском флоте. Участник русско-турецкой войны 1828-1829 гг., Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. В декабре 1853 года был назначен помощником Камчатского военного губернатора, командиром 47-го флотского экипажа и капитаном над портом в Петропавловске. В 1854 году проявил храбрость при обороне Петропавловского порта от англо-французской эскадры. В 1858 году был возвращён на Балтийский флот и назначен командиром форта «Князь Меньшиков». 4 ноября 1863 года произведен в Контр-адмиралы, с увольнением от службы.
Переписывался с морским офицером-декабристом Д.И. Завалишиным и художником И.К. Айвазовским, писал мемуары. Был пожалован орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и бронзовой медалью на Георгиевской ленте.
До 1866 г. состоял на гражданской службе в Пермской губернии. С 1866 г. жил в Осташкове, где и скончался 14 января 1878 года. Был похоронен в Житенном мужском монастыре (могила не сохранилась).
Имеются сведения, что он был родным племянником архимандрита Нектария, устроителя Ниловой пустыни близ Осташкова Тверской губернии. Немудрено, что сын крестьянина Осташковской слободы, близкий родственник архимандрита, стал известен Петру I. Где получил Леонтий Теляшин свои знания, особенно математические, неизвестно. Ими он настолько привлек к себе Петра I, что тот назвал его "магнитом" и дал ему прозвище-фамилию Магницкий, с назначением на должность учителя в московскую вновь организованную школу "математических и навигационных наук", где он и прослужил много лет, вплоть до своей смерти.
Магницкий был похоронен в церкви Гребневской Богоматери, что находилась в Москве на углу Лубянского проезда и Мясницкой улицы. В 1932 году при постройке метро эта церковь была разобрана. 27 мая на глубине одного метра обнаружилась небольшая плита из крепкого известняка, на обратной стороне которой действительно оказалась тонко выбита "эпитафия" надгробия Л.Ф. Магницкого.
На другой день под плитой-памятником на глубине четырех метров обнаружена была гробница Магницкого. Она была выложена из хорошего кирпича и залита со всех сторон известью. В могиле находилась дубовая колода, в ней лежал невредимый скелет Леонтия Филипповича с некоторыми сохранившимися на нем покровами, в частности, сравнительно хорошо сохранились сапоги; под головой находилась стеклянная чернильница, имевшая форму лампадки, и рядом лежало полуистлевшее гусиное перо. Вместе с гробницей Леонтия Филипповича была гробница Марии Гавриловны, жены Магницкого, где на камне была высечена надпись, возвещающая об ее внезапной смерти при неожиданной встрече с сыном, которого она считала умершим.
На плите-памятнике Л.Ф. Магницкого искусно выбит текст, написанный его сыном Иваном, из которого можно получить достоверные биографические сведения о Магницком:
время рождения 19 (9) июня 1669 г.; фамилия Магницкий дана царем Петром I в 1700 г. и неизвестна его фамилия до этого времени; Магницкий "наукам научился дивным и неудобовероятным способом"; тем самым исключается его пребывание студентом духовной академии; Магницкий был назначен учителем российского юношества; время смерти + 19-20 октября 1739 г."
Тридцати с небольшим лет Магницкий становится учителем математики первой русской Математико-Навигацкой школы.
Научными предметами, преподаваемыми в Математико-навигацкой школе, были. арифметика, геометрия, тригонометрия, с практическими приложениями их к геодезии и мореплаванию, навигация и часть астрономии. Из этих предметов на долю Магницкого приходилась, вероятно, главным образом арифметика.
Для нового училища нужны были соответствующие учебники. "Сохранилась интересная "выпись" Оружейной палаты: "Февраля в 1 день (1701 г.) взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя пользы издать через труд свой словенским диалектом книгу арифметику. А желает имети при себе впомоществовании кадашевца Василия Киприанова ради скораго во издании книги совершения. О котором признал он, что имеет в тех науках знание отчасти и охоту. По которому его доношению, его великого государя, повелением он, Василий, тогож февраля в 16 день во Оружейную взят и через учителей школ математических о искусстве в вышеозначенных науках свидетельствован. А по свидетельству его, великого государя, повелением записан во Оружейной палате его, великого государя указом, и велено ему к скорому во издании тоя книги совершению чинить в чем может Магницкому помощствование, в чем он и трудился по самое тоя книги совершение".
Что же представляет собой "Арифметика" Магницкого?
Профессор П.Н. Берков называет "Арифметику" "одним из важнейших явлений книгопечатной деятельности Петровского времени".
В наши дни ее называют книгой энциклопедического характера по различным отраслям математики и естествознания (геодезии, навигации, астрономии). Исследователи до сих пор не имеют общего мнения о том, по каким руководствам Магницкий составил свою "Арифметику". В 1703 г. первый русский учебник «Арифметика сиречь наука числительная» был выпущен в Москве тиражом 2400 экземпляров. Учебник содержал сведения по математике, геометрии, тригонометрии, начаткам алгебры и комплекс знаний, необходимых для мореплавания. По этому учебнику учился М.В. Ломоносов, учились в Морской Академии Петербурга. В 1703 г. под редакцией Магницкого, Фархварсона и Грина для Навигацкой школы были изданы таблицы логарифмов и натуральных тригонометрических величин. Л.Ф. Магницким были введены в обиход слова «миллион», «биллион», «триллион», «квадриллион».
В отделе редких книг фундаментальной библиотеки хранятся два экземпляра книги "Арифметика" Леонтия Магницкого. К сожалению, не сохранилось документов, по которым можно было бы проследить историю этих экземпляров от момента их издания до наших дней. Один из этих экземпляров имеет переплет из кожи темно-коричневого цвета. Крышки переплета сделаны из дерева. На переплете были две кожаные застежки, которые не сохранились. Второй экземпляр сохранился без переплета. В обоих экземплярах нет титульных листов, нет никаких записей на полях и на обложке, по которым можно было бы что-то сказать об их прежних владельцах. Нет и точных данных, откуда и когда эти два экземпляра поступили в библиотеку. Установлено только, что один из экземпляров с сохранившимся переплетом был записан в инвентарную книгу библиотеки в середине 30-х годов. Второй экземпляр "Арифметики", сохранившийся без переплета, был записан в инвентарь в 1952 году.
Методика изложения действий сложения, умножения, вычитания и деления мало отличается от той, которая применяется сейчас: сначала даются примеры, причем примеры постепенно усложняются, и лишь после этого дается "правило загальне".
Удовлетворяя тем требованиям, которые могли быть предъявлены к учебнику математики в России в первую половину XVIII столетия, "Арифметика" Магницкого долгое время пользовалась широким распространением и вышла из употребления около середины 50-х годов XVIII столетия. На ней воспитывались целые поколения деятелей физико-математических наук в России. По ее содержанию можно составить понятие о направлении и характере преподавания арифметики в России в первой половине XVIII столетия и о качестве знаний, доставляемых этим преподаванием.
В 1715 году была открыта в Петербурге Морская академия, куда было перенесено обучение военным наукам, а в московской Навигационной школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии. С этого момента Магницкий становится старшим учителем Математико-Навигацкой школы и руководит ее учебной частью. Наравне с преподавательской работой ему поручается также набор учителей для открывавшихся в то время в России цифирных школ.
С 1732 года и до последних дней своей жизни Л.Ф. Магницкий являлся руководителем Навигационной школы. Высокую оценку деятельности Магницкого давали его современники и потомки. П.В. Чичагов, сын боевого адмирала В.Я. Чичагова (1726-1809), учившегося в свое время в Навигацкой школе, вспоминает по рассказам отца: "Один из учителей, Магницкий, слыл за великого математика. Он издал ... сочинение, бывшее у меня в руках, в котором заключались арифметика, геометрия, тригонометрия и начатки алгебры. Впоследствии эту книгу признавали за образец учености. Тут-то отец мой почерпнул свои познания".
В.К. Тредиаковский (1708-1769) русский поэт, ученый-филолог, писал: "Магницкий Леонтий муж, сведущий славянского языка, добросовестный и нельстивый человек, первый Российский арифметик и геометр; первый издатель и учитель в России арифметики и геометрии".
В 1969 г. в честь 300-летия славного земляка решением исполкома Осташковского Горсовета № 112 от 09.06.1970 г. Ранцевская улица в Осташкове была переименована в улицу им. Л.Ф. Магницкого. На основании решения исполкома Осташковского Горсовета № 102 от 24.06.1969 г. в память о нем была установлена мемориальная стела на переулке Ленинском.
21 июня 2019 года на этом же месте открыт памятник Л.Ф. Магницкому (скульптор И.А. Черноглазов).
После смутного времени, когда выгорел весь Тверской кремль, военачальник Д. П. Пожарский-Лопата в 1618—19 годах укрепил кремль.
Как он сам доносил, «город укрепил, башни новые и тайник, и трубу из города, и мосты, и решетки в воротах поделал, и колодезь в городе выкопал»!
На какое-то время угроза с севера для государства Российского слабеет, и Тверской кремль постепенно превращается из военного сооружения в резиденцию тверских архиепископов. Ветшают деревянные стены, оплывают валы, зарастает ров. В 1685 году со стороны Тьмаки 97 саженей стены вообще не было, а 56 были ветхими.
Но вот в 1707 году Карл XII начал готовиться к вторжению в Россию. Петр I спешно укрепляет северо-западные города и столицу, В Тверь посылается уроженец города Осташкова, «первый российский арифметик и геометр» Леонтий Филиппович Магницкий. Он правит валы, чистит ров, сносит гнилые стены и башни и возводит больверки — деревянно-земляные возвышения под орудия, выдвинутые вперед на изломах вала.
Работы велись три месяца, работали без малого 4,5 тысячи человек.
В Центральном государственном военно-историческом архиве хранится копия плана 1712—14 гг. (датировка И.И. Соколова) под названием «Фасад города Твери».
На плане обозначены восстановленные проездные башни, показаны больверки, четко видны форма и места их сооружения. Кроме того, мне довелось видеть остатки больверков в Псковской области. Эти данные и сведения по фортификации были положены мною в основу реконструкции.
Больверки находились у нынешних тьмацких мостов, идущих к улицам Брагина и Бебеля, позади Дома офицеров, в устье Тьмаки и при окончании рва в горсаду.
Изображенный больверк находился напротив нынешнего цирка.