В военном положении
Диалог с Нилом ДеГрассом Тайсоном, со-автором книги "Приспособление к Войне: Неназванный Союз Между Астрофизикой и Военным Делом (W.W. Norton & Company, 2018).
Какую роль сыграла астрофизика в успехе военных технологий и как военные исслеодвания и развитие в ответ помогли астрофизике ? Ответ простилается сквозь века, от первого непродуманного телескопа, построенного для разведки на суше в начале 17 века, до обзерваторий в космосе которые позволили нам всматриваться в далекие галактики. Эта долгая история хорошо показана в "Приспособлении к Войне: Неназванный Союз Между Астрофизикой и Военным Делом (W.W. Norton & Company, 2018," книге от Нила ДеГрасса Тайсона, знаменитого астрофизика, и Эйвиса Лэнга, писателя и редактора в американском музее Естествоведения в Нью Йорке.
Тайсон и Лэнг изучают одни из самых ранних астрономических приборов и их скорое использование военными по всему миру. Например, научная и инженерная работа над продвинутым оптическим стеклом и обнаружительные приборы для созерцающих звёзды помогли проектировщикам и солдатам создать более точную артиллерию во времена первой мировой. Задача астрфозиков занимавшихся изучением плохо отражающих свет небесных тел (таких как луна) в некотором виде отражала задачу военных, желавших построить самолёт, который бы не видим для радаров, не отражая радарные волны. Это в сумме привело к созданию ветви математики, что в последствии сделала технологию "стелс" для самолётов возможной в 70-х годах 20 века. Сегодня астрофизики и военные, как говорят Тайсон и Лэнг, озадачены одинаковыми проблемами, такими как обнаружение тусклых тел в космосе, что для учёных может означать галактика во многих световых годах от нас, тогда как для военных это может означать обнаружение приближающейся баллистической ракеты - и также механики ядерного слияния, хоть и их применение в обеих сферах радикально разное.
Др. Тайсон просвятил Times о взаимотношениях между наукой и войной, что бы он сделал с исследовтельским бюджетом в 700$ миллиардов и почему он поддерживает идею о Космических Военных Силах.
В вашей книге вы пишете, что “ни сторонники, ни враги, а астрофизики - приемники войны.” Не могли бы вы объяснить, что вы имеете ввиду под этим ?
Мы не сооружаем бомбы; мы не строим ракет. Физики и их взаимотношение с войной всем известно. Они делают бомбы. Они уж точно создавали бомбы во времена холодной войны. Химики - вы бы использовали их экспертизу для изготовления напалма или Агента "Orange". В Первой Мировой, например, они изготавливали горчичный газ для выманивания наших противников из их ям. Биологи могут пустить сибирскую язву в оружие. Что же делает астрофизик ? Мы изучаем как звезды самоуничтожаются с помощью термо-ядерного взрыва. Нет, мы не убиваем людей. Но у нас и у военных имеются сильно переплетающиеся интересы, что ставит нас во взаимозависимое положение.
Я вижу это как забор между нами. И по мере ходьбы вдоль этого забора они выглядывают за него и порой спрашивают нас - "Эй ребят, что у вас там нового в последнее время ?" И они смотрят в наши рецензированные публикации и говорят "Нам это нужно". И конечно они это получают. Это ведь общественное достояние. Мы, переглядывая через забор, видим что было рассекречено и говорим - "Эта система нацеливания очень даже полезная." Почему ? Что ж, я хочу посадить космический зонд на этот астероид. Земля находится в движении при запуске этого зонда, зонд же в свою очередь тоже находится в движении и чаще всего при нём имеется еще один космический зонд, который отцепляется от него чтобы задеть еще одно движущееся тело или цель. Как достичь этой цели ? У военных в приспособлении имеются системы навигации и отслеживания. Могу ли я использовать это ? Конечно я могу. Получается соучастие общего интеллектульного капитала, так же как и технологии изобретённые в ходе этого процесса по обе стороны забора. И как следствие - мы являемся приспособлением к войне.
Могли бы вы предоставить пример того как вклад государства в военное дело помогло продвижению нашего понимания о космосе и обратно ?
Источник энергии звёзд был секретом до 1930-х и 1940-х, пока мы не применили наши знания о звездах звездообразования. Квантовая физика была открыта совсем недавно, в 1920-х, и мы сделали вывод, что термо-ядерная реакция имеет место быть в центре звёзд. Она преобразовывает водород в гелий. Это как раз и есть пример того, что делает водородная бомба. Вследствии этого военные наняли астрофизиков, дали им самый мощный компьютер на то время и сказали: "На здоровье. А теперь высчитайте энергию этого вашего звёздного феномена." На том же самом компьютере другие высчитывали выработку энергии водородных оружий. В комнате отдыха они сравнивали свои записи о том что более эффективно и том, что более потентно (имеющее большую мощь). И так получается, что у нас был общий интерес в понимании того, как энергия создаётся внутри звёзд, напрямую снабжая интерес о том, какую водородную бомбу мы создадим во время Холодной Войны.
С другой стороны, есть и проект "Keyhole", это когда военные запустили серию телескопов в космос, имевший высокоточные зеркала и линзы, которые смотрели обратно вниз на Землю. Когда проект был рассекречен, мы сказали: "Хорошая вещь, но давайте направим телескоп вверх." Таким образом, свет увидел телескоп "Хаббл". Он уже был разработан до того, как астрофизики могли использовать его и имели к нему доступ.
Астрофизики всегда замешаны в чём-то с большим любопытством, ибо как сообщество мы в подавляюзем большинстве случаев очень либеральны и против войны. Но у нас имеется этот непотопляемое любопытство - если что-то было создано военными - мы хотим это использовать. Если мы создаем что-то, что пользуется любопытством у них - они будут это использовать. Нет какого либо очевидного пути прервать эту связь.
Как выглядел бы сценарий того, что вместо ежегодного бюджета в 700$ миллиардов выделенных для обороны, мы имели департамент Астрофизики с таким же бюджетом ?
Если вы возьмёте деньги, выделенные на военное дело, и вложите их в науку, то вы получите учёного, от которого будет ожидаться вклад в нашу безопасность такой, какой не будет ожидаться ни от одного солдата, и ни от одного судна. Что я предвижу, так это то что если сместить бюджет в сторону науки, то вы получите учёных со множественными погонами работающих только в целях обороны. Мы бы говорили "У них есть вот эта система баллистических ракет. Давайте построим щит невосприимчивый к нему." Это был дух Инициативы Стратегической Обороны в 1980-х, даже если мы знали что она не будет работать так как сказано и как финансируется. И многие учёные отправляли письма Рейгану в белом доме заявляя это. Но как никак факт того, что цель была благородной - остаётся фактом: создать систему обороны которая сделает наши же орудия устарелыми. И это не достигается тем, сколько вы там пехоты не высадили. Вы достигаете это математиками, технологами, инженерами и учёными. Так что я могу видеть часть этого бюджета быть направленной на непоколебимость и невосприимчивость науки и технологий.
Кстати, невосприимчивый к орудиям, невосприимчивый к вирусам и кибератакам. Это будет крутиться вокруг компьютерщиков, так ? Это не сколько отжиманий они сделали, а насколько быстрыми они могут быть в написании кода. Это будет новым мерилом современного военного дела. И тогда, я бы направил остатки финанисрования на такие вещи, как изучение вопроса о жизни на Европе (одна из лун Юпитера). Отправьте какую-нибудь миссию для того чтобы расплавить лёд и пройти через него. Я бы не делал из этого чистую науку. Но я бы сделал так, чтобы это породило еще больше науки. Я бы стал добывать руду на астероидах. Дал бы начало бизнесу, который вырабатывал больше денег, чем в него когда либо инвестировали. Как же этого добиться ? Вы делаете солнечную систему своим задним двориком. Я бы был в посиках жизни. Я бы направился туда со множетсвом космических суден. Я бы даже отправил бы людей. Ибо те люди, которые вернутся - они будут иметь при себе кучу всего, что стоит рассказать и они вдохновят целое поколение исследователей. Если мы научимся добывать астероиды, мы сможем избавиться от постоянно всплывающей проблемы, порождающей многие войны на Земле. Ресурсам ведь нет лимита, их много.
Не беря в расчёт нефть, так ведь ?
Ооо, нет, нет, нет. Это неверное заявление. Дело не в том, что нефть - это нефть. Это то что нефть есть энергия. Тогда как в космосе ничто не мешает вам получить доступ к любому виду энергии. Это именно то, что вы хотите. Именно тогда, когда я смогу получать энергию Двадцатью двумя новыми способами, никто и думать не будет о нефти. Вам нужно от понятия о том, что является ценным ресурсом.
Нужны ли Космические Силы Штатам ? Вы бы поддерживали эту идею ?
Я, честно говоря, удивлён, что нам понадобилось столько времени, чтобы дойти до этого. Мы всегда имели космос как ответвление Воздушных Сил, так что пока это ставит ее в положение под зонтом. И можно даже добавить несколько вещей - я бы еще вбросил бы оборону против астероидных атак и может быть очистку космического мусора. Ну знаете, дать им немного по больше задач.
Это изменения стоит принимать довольно серьёзно - переводить действия в космосе Воздушных Сил в целую отдельную категорию. Речи, сказаные об этом, особенно от Вице Президента Пенса, имели двольно много демонстраций силы. Но в реальности космос служил бы в целях обороны и расследований. Вы не будете иметь оружия в космосе, скорее всего вы будете иметь спутники-шпионы. И в этом смысле - космос уже давно милитаризирован.
John Ismay является штатным работником, освещающим вооружённые столкновения для The New York Times Magazine. Он оперирует из Вашингтона.
Интервью было упрощено и редактировано.
Перевод сделал Дамир Мустаяпов.