Первая скрипка Вятки

ПЕРВАЯ СКРИПКА В ВЯТКЕ . Заслуженный артист РСФСР М. Н. Синицын

Почти полвека неразрывно было связано с историей музыкальной культуры Вятки-Кирова имя музыканта, педагога и общественного деятеля заслуженного артиста РСФСР Михаила Николаевича Синицына. Он был среди тех деятелей музыкальной культуры, кто начинал строить советскую культуру в нашем крае. Это именно он, М. Н. Синицын, организовал в Вятке в первые послереволюционные годы «Очаг музыкальной грамоты». Вместе с группой музыкантов проводил Исторические камерные концерты, на которых знакомил в основном рабочую аудиторию с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Работал заведующим музыкальной секцией при уездном отделе народного образования, руководил музыкальными кружками в губернской совпартшколе и клубе имени Карла Либкнехта. Проводил симфонические концерты, был первым музыкальным редактором Вятского радио, выступал у микрофона с лекциями Oi музыке, участвовал в радиоконцертах. Наконец многие годы Михаил Николаевич Синицын отдал педагогической деятельности в Первой музыкальной школе и музыкальном училище.

ВОСПОМИНАНИЕ О СКРИПАЧЕ ЕГОРЫЧЕ.

«Я родился 27 мая 1874 года в Казани, в учительской семье—педагогами были мать, отец, тетка... В детстве жил в Яранске. Здесь впервые я познакомился со скрипкой... Жил в маленьком флигеле на нашем дворе сапожник Егорыч. Страстным увлечением его была скрипка. Конечно, ни о каких нотах он понятия не имел, играл по слуху. Хорошо или плохо он играл — я тогда не мог сказать, но музыка Егорыча была в то время для меня необычайной. Я чуть ли не часами просиживал в его коморке, слушал, 170 как играла скрипка в руках этого уже немолодого самородка. Корни ным номером Егорыча была русская народная песня «Во лузях». Он играл мелодию этой песни вдохновенно и по-своему глубоко артистично... Когда я спросил у Егорыча, не знает ли он, у кого можно научиться играть на скрипке, Егорыч согласился стать моим учителем. В один, из назначенных дней Егорыч пришел к нам, чтобы провести со мной свой первый урок. Он сказал матери, что ему необходимо, по крайней мере, полчашки водки, чтобы обмыть скрипку для «голосистости тона». Мать, улыбаясь, подала Егорычу большую рюмку. Движение руки, и полилась мелодия уже слышанной мною народной песни «Во лузях». После того, как песня была сыграна, Егорыч передал скрипку мне, сказал: «Повтори». На мое робкое замечание, что я не только нс усвоил мелодию песни, но даже не знаю, как держать скрипку, Егорыч пришел в негодование. Очень энергично, если не сказать больше, ткнул мио в горло скрипкой и велел крепко прижать ее подбородком. Скрипка была велика, и я с трудом ее удерживал в руках. Мой маэстро все больше и больше приходил в отчаяние, что дело обучения не ладится. Некоторое облегчение Егорыч находил, награждая меня порой далеко нелестными эпитетами да ударом смычка по лбу. Правда, стукнув меня, он в оправдание своего педагогического «приема» предусмотрительно замечал, что и его когда-то таким же образом наставляли. Когда через три дня он опять появился у нас, то я так же был непонятлив, как и на первом уроке. Егорыч в заключение с досадой плюнул и сказал, что, видно, ничего из меня не выйдет, а потому он отказывается сделать из меня артиста. Так неудачно окончились мои первые уроки игры на скрипке. Егорыч попросил инструмент вернуть. И снова каморка его огласилась дивными звуками трехрублевого «Страдивариуса» *.

* Синицын М. Н. На заре жизни (рукопись). ГАКО, ф. 3690, on. 1, д. 44, л. 38.

ВЯТКА, ПЕТЕРБУРГ, ИРКУТСК-

Настоящие занятия у Михаила Синицына начались позже, когда он с матерью приехал на постоянное жительство в Вятку, где его определили в городское училище. Здесь у него выявились хороший голос и верный слух, он пел в ученическом хоре. Учитель пения посоветовал матери учить сына игре на скрипке. Занятия с профессиональным учителем пошли быстро. Скоро мальчик играл не только простейшие мелодии и песенки, но и более сложные пьесы. Его учитель, известный в те годы в Вятке скрипач и дирижер Василий Серапионович Васильев, увидев столь заметное продвижение своего ученика в музыке, посоветовал матери послать Михаила в Петербургскую консерваторию. И вот в Яранске, городе его детства, любители-музыканты организовали концерт в пользу юного скрипача. Этот концерт остался памятным для Миши Синицына еще и потому, что это был первый концерт в его жизни. В Петербурге Михаил Синицын два года занимался у частного учителя, потом успешно сдал экзамены в консерваторию. Его определили в класс профессора П. А. Краснокутского, ученика выдающегося скрипача и педагога Л. С. Ауэра. Занимаясь в консерватории, Михаил Синицын играл в оркестре итальянской оперы, в квартетах известного мецената М. П. Беляева и своего профессора П. А. Краснокутского. Не раз Синицын приезжал с товарищами по консерватории на летние каникулы домой. Молодые музыканты давали концерты не только в Вятке, но и других городах губернии. В 1899 году Синицын окончил консерваторию. Был удостоен диплома на звание свободного художника. В том же году получил приглашение на работу в город Иркутск, в музыкальную школу. Энергичный, влюбленный в свое дело, Михаил Николаевич Синицын заявил о себе как незаурядный музыкант и организатор. Из учеников школы, а также любителей-музыкантов он создал в Иркутске симфонический оркестр. При его активном участии здесь начались камерные концерты, которые оставили у иркутян самые теплые воспоминания. Десять лет вместе со своими единомышленниками — Рафаилом Александровичем Ивановым и Евгенией Григорьевной Городецкой — Синицын ведет большую музыкально-педагогическую работу в Иркутске, сотрудничает в местных газетах как музыкальный критик, пишет в «Русскую музыкальную газету».

ГАСТРОЛИ ПО ГОРОДАМ ЯПОНИИ.

Шел 1915 год. Общество по оказанию помощи семьям солдат, погибших на фронтах империалистической войны, предложило трем музыкантам — артисту Мариинской оперы В. И. Лосеву, преподавателям Иркутской музыкальной школы пианистке Ванде Шпаковской и скрипачу Михаилу Синицыну — совершить концертное турне по городам Сибири и Дальнего Востока. Не один месяц длилось это путешествие. Наконец во Владивостоке артисты дали последний концерт. И тут М. Н. Синицын предложил своим товарищам продолжить гастроли в городах Японии. На предложение Синицына откликнулась только Ванда Шпаковская, а В. И. Лосев отправился обратно' в Петербург... Заручившись рекомендательными письмами японского консульства, Михаил Синицын и Ванда Шпаковская выехали первым пароходом в Японию. В Токио их встретили журналисты. Молодые музыканты дали свои первые интервью. На следующий день в столичной японской газете появились фотографии русских артистов.

М. Синицын и В. Шпаковская дали первый концерт в императорском отеле. Вот несколько отзывов о концертах молодых музыкантов из России *:

* ГАКО, ф. 3690, on. 1, д. 40, л. 353. Токио, 14 июля 1915 года.

Английская газета «Японское время». «Несколько вещей, сыгранных г. Синицыным, стоили внимания. ■Особенно высокую технику скрипач обнаружил в «Фантазии-апассионате» Вьётана и «Пляске ведьм» Баццини... «Воспоминание о Москве» Венявского было исполнено с большим искусством. Г-жа Шпаковская исполнила пьесы Шопена. Играла вдохновенно. Вообще это был концерт, каких за последнее время давно не приходилось слышать». Иокогама, 20 июля. «Японский вестник». «...Эстрада, на которой выступали наши гости, музыканты из России скрипач Михаил Синицын и пианистка Ванда Шпаковская, была украшена цветами». Осака, 27 июля. «Осака циохо». «Концерт русских музыкантов с большим успехом прошел в Китахомском Императорском театре. Концерт дан в пользу русско-японского Красного Креста». Кобе, 29 июля. «Кобе Юсинь Симбун». «...Два замечательных русских артиста дали концерт в здании Юношеского общества. Нежная искусная игра г. Синицына привела в восхищение слушателей. Очаровательна была г-жа Шпаковская. Музыкантам из России были преподнесены гирлянды цветов: от русского консульства, от фабрики музыкальных инструментов и от Общества семи голосов...». Поездка по городам Японии надолго запомнилась молодым артистам. Об этом говорили многочисленные сувениры, фотографии, привезенные музыкантами. Михаил Николаевич вместе с дорогими реликвиями привез из Японии сделанные им рисунки, рассказывающие а жизни японских крестьян. Вернувшись в Иркутск, В. С. Шпаковская и М. Н. Синицын снова окунулись в музыкальную жизнь города. Почти двадцать лет отдал Михаил Николаевич развитию музыкальной культуры Иркутска. О его М. Н. Синицын. «Японская деревенька» 175 заслугах иркутяне помнят и сегодня. Сотням юношей и девушек дал он путевку в жизнь, многие из них стали профессиональными музыкантами. К ним относятся и братья Берлинские. Все они четверо окончили музыкальную школу по классу М. Н. Синицына.

И СНОВА ВЯТКА.

Осенью 1916 года Синицын женился. Его избранницей стала вятская девушка. Она настаивала на переезде в родной город, город, где Михаил Синицын, теперь уже известный скрипач, сделал первые шаги в музыке. Написал в Вятское отделение Русского музыкального общества. И вот уже получен ответ: Синицыну предлагали организовать в Вятке музыкальные классы, занять место их директора. Октябрьскую революцию Михаил Николаевич принял всем сердцем. Он много выступает с сольными концертами. Его слышали во многих городах и рабочих поселках: в Слободском и Котельниче, Омутнинске и Вятских Полянах, Советске и Малмыже, Нолинске и Яранске, поселке Аркуль... Везде, где бы ни выступал вятский музыкант, он старался показать слушателям лучшие произведения скрипичной музыки, рассказывал о композиторах, их творчестве. Возвращаясь в Вятку, шел к будущим партийным работникам, занимавшимся в губернской совпартшколе, читал им лекции о музыке, вовлекал их в музыкальные кружки, создавал оркестры.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РСФСР.

27 сентября 1925 года общественность Вятки отметила 30-летие творческой деятельности М. Н. Синицына. В большом праздничном концерте приняли участие ученики Михаила Николаевича: композитор и пианист Павел Берлинский, вятские певицы Елена Фруктова и Маргарита Суханова, художественный хор под управлением Василия Ивановича Шкляева, пианист Александр Румянцев. Первое отделение открыл юбиляр. Михаил Николаевич исполнил Концерт для скрипки ре минор А. Вьётана. Этот концерт Синицын впервые играл в Петербурге в 1895 году, будучи студентом консерватории, в помещении Общества поощрения художеств. Потом выступил Павел Берлинский. В его исполнении прозвучала фантазия Верди—Листа «Риголетто». Вятская певица Маргарита Суханова спела романс П. И. Чайковского «Ночь». Закончил первое отделение юбиляр. Он исполнил «Славянский танец» А. Дворжака в обработке для скрипки Ф. Крейслера. Во втором и третьем отделениях прозвучали сочинения Глинки, Паганини, Чайковского, Листа, Бизе, Сарасате... В адрес Михаила Николаевича пришли телеграммы от бывших его учеников, друзей по искусству — концертмейстера Ленинградской государственной филармонии заслуженного артиста РСФСР В. А. Заветновского, заслуженного артиста РСФСР Михаила Дулова, композитора Николая Абрамычева, солистки Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова Розы Изгур, народного артиста республики дирижера Ария Лазовского... 176 Из приветственных адресов: От Вятской губсовпартшколы. «...Дорогой товарищ! Губсовпартшкола поздравляет Вас с 30-летним юбилеем Вашей артистической деятельности. Мы с особенным удовлетворением отмечаем, что Вы один из немногих квалифицированных работников искусства после Октябрьской революции честно остались на своем посту. В процессе строительства новой жизни пролетариат закладывает и основы пролетарского искусства. Вы с истинно артистической чуткостью поняли те высокие задачи, которые возложила на деятелей музыки пролетарская революция, задачи—нести искусство в массы. Вас, товарищ Синицын, постоянно можно видеть среди рабочей аудитории, на фабриках и заводах — то в качестве организатора концертов, то в качестве исполнителя» *. 17 октября 1925 года из Наркомпроса пришло радостное известие, что Михаилу Николаевичу Синицыну присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.

* ГАКО, ф. 3690, on. 1, д. 25, л. 18. ** Там же, д. 55, л. 34.

В 1929 году в Вятке открылся местный радиоузел. Михаилу Николаевичу предложили провести первую музыкальную передачу. Вот как вспоминал он об этом событии: «...Это было 7 декабря 1929 года. Открытие радиоузла совпало со 100-летней годовщиной со дня рождения А. Г. Рубинштейна. И я применительно к моменту составил программу из произведений Рубинштейна. В концерте принимали участие известные вятские певцы Александр Еремин, Екатерина Лебедева, пианист Александр Румянцев, виолончелистка Галина Самойлова и я. Все мы очень волновались. Боялись, что будет плохая слышимость. Но опасения наши были напрасными — передача прошла хорошо!» **. Впоследствии М. Н. Синицын будет не раз выступать по местному радио и как исполнитель, и как музыкальный лектор, и как организатор многочисленных концертов. В 30-х годах он заведовал музыкальным отделом местного радио.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ,

ДИРЕКТОР МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В 1936 году Михаил Николаевич Синицын пришел в первую детскую музыкальную школу. Ему уже за шестьдесят, но, как и сорок пять лет назад, он хочет передать юному поколению свои знания, свой педагогический опыт. Каждый урок, каждая встреча — новое открытие для ученика в мире музыки.

Класс скрипки М.Н. Синицына.

Слева в верхнем ряду - Г.К. Кобельков.

Старый учитель понимал, что для роста юного скрипача мало того, чтобы он играл только в классе, выступал на школьных академических концертах — необходимо чаще слушать профессиональных музыкантов, самому выходить на эстраду. И Михаил Николаевич старался претворить в жизнь этот утвердившийся в нем принцип. Несмотря на занятость (вскоре Синицын уже работал не только преподавателем, но и заведующим учебной частью школы), он продолжает музыкально-пропагандистскую деятельность. В 1937 году Михаил Николаевич провел в городском театре, в Доме Красной Армии абонемент «Симфонические концерты», дирижировал Героической симфонией Л. Бетховена, симфонической сюитой «Пер Гюнт» Э. Грига, «Вальсом-фантазией» М. Глинки и другими произведениями русских и зарубежных композиторов-классиков. С этими же концертами выступал в клубе имени Октябрьской революции, в педагогическом институте имени В. И. Ленина. В сельскохозяйственном институте читал лекции по теме «Исторический путь оперы», проводил концерты для студентов и преподавателей. Выезжал в районы области, знакомил аудиторию с камерной музыкой. Большую деятельность Михаил Николаевич развернул в годы Великой Отечественной войны. Он первый в г. Кирове создал концертную бригаду, в которую вошли ведущие педагоги и лучшие ученики музыкальной школы и училища. Концертная бригада выступала в госпиталях, на предприятиях города.

Афиша отчетного концерта Кировских музыкальных школы и училища, весь сбор с которого поступил в фонд помощи семьям фронтовиков. 20 февраля 1944 г. Сохранился отчет о выступлениях в госпиталях бригады с 1 января по 1 июля 1944 года. Только за это время было дано 52 концерта. В них приняли участие: пианист, кандидат искусствоведческих наук А. П. Щапов, преподаватели И. Я. Пашковская, Н. А. Чарушина, Г. П. Вершинина, учащиеся Ирина Комарова, Ревекка Голод, Владислав Бадьин, Гарт... *. * ГАКО, ф. 3690, on. 1, д. 40, л. 353. С начала Великой Отечественной войны концертная бригада Кировской музыкальной школы под руководством заслуженного артиста РСФСР М. Н. Синицына почти за три года дала 200 выступлений в госпиталях. Проведен цикл лекций-концертов «Русская опера», «Советские композиторы».

В 1945 году Михаил Николаевич Синицын стал членом Коммунистической партии Советского Союза. Казалось бы, возраст (ему было уже за 70) должен был ограничить нагрузку и по музыкальной школе, и по музыкальному училищу (в то время он был директором и школы, и училища). Но Михаил Николаевич словно и не чувствовал этих лет. По-прежнему вел уроки, старался вникать во все стороны общественной и музыкальной жизни города. Дважды избирался депутатом горсовета, выступал в печати со статьями, в которых ратовал за предоставление более вместительного и удобного здания для музыкальной школы и училища, за открытие художественного музея, рассказывал о концертах выдающихся музыкантов, приезжавших в наш город. И только* в 1952 году, когда Михаилу Николаевичу исполнилось 78 лет, когда он почувствовал, что силы уходят, он оставил пост директора, а свой класс передал своим ученикам. Жизнь старого музыканта шла на закат. Все реже и реже он появлялся на концертах, в музыкальной школе. Михаил Николаевич стал глохнуть. В эти тяжелые годы его дом не переставали посещать ученики. Они и сейчас работают в музыкальных школах города и в училище искусств — Г. К. Кобельков, Р. Ш. Дорфман, Ю. А. Лисин, Л. А. Истомина, Е. А. Кудрявцева и другие. «На первый взгляд,— вспоминала старейшая учительница музыки М. В. Суханова,— Михаил Николаевич казался суховатым, даже грубоватым человеком... Но стоило с ним познакомиться поближе, он преображался — становился разговорчивым, мягким, доброжелательным». В 1962 году Михаила Николаевича Синицына не стало. Он умер на 82-м году, завещая свои инструменты и многочисленную потную библиотеку родной музыкальной школе. 27 мая 1974 года городской клуб скрипачей, музыкальная общественность отметили 100-летие со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Михаила Николаевича Синицына, а весной 1982 года в Кирове прошел первый областной конкурс скрипачей и виолончелистов — учащихся детских музыкальных школ имени замечательного вятского музыканта.

Материал взят из книги Р.М. Преснецова "Музыка и музыканты Вятки":

https://vk.com/doc139087646_569305120?hash=qxvF3PwJqcU4aqhDqvGAIDfzK418DHiQgw9k7LRPm3P&dl=aYIrz9qPCrYKWU5gTAVNq4gbxLYnqh3p3OipCPoKLwk